Налог на прибыль

Создал web-сайт? Учти расходы!

Представить московскую компанию без собственной страницы в сети Интернет практически невозможно. В бизнесе она приносит массу плюсов. Однако вместе с преимуществами у бухгалтера появляется дополнительная головная боль.

Представить московскую компанию без собственной страницы в сети Интернет практически невозможно. В бизнесе она приносит массу плюсов. Однако вместе с преимуществами у бухгалтера появляется дополнительная головная боль.

Кто на новенького?

Предприниматели все чаще обращают свое внимание на сеть Интернет как на один из самых перспективных инструментов маркетинга. Все больше компаний создают свои web-сайты. На страницах они публикуют информацию о себе, услугах и товарах, которые предлагают, ценах и координатах компании. Оно и понятно! Другую такую быстроразвивающуюся отрасль найти сложно.

Но вместе с новыми возможностями появляются и проблемы. Чтобы создать, продвигать и обслуживать сайт, фирме придется выложить кругленькую сумму. А для небольшой компании и 800 долларов – серьезные издержки. Поэтому перед бухгалтером встает задача правильно учесть все расходы, связанные с этим техническим вопросом.

Первоначально руководитель компании должен поручить кому-то работу по созданию сайта. Здесь может быть несколько вариантов: либо web-сайт создает сотрудник предприятия или же сотрудник компании, специализирующейся на таких услугах.

Если сайт нешаблонный и создается для производственных целей, то его функционирование обеспечивается программой для ЭВМ. А программа является объектом авторского права. Поэтому порядок налогового и бухгалтерского учета расходов зависит от того, получает ли фирма исключительные права на сайт и его элементы.

Полноправный хозяин или нет?

В первом варианте фирма получает исключительные права на сайт. Это значит, что компания заключила с разработчиком договор на передачу авторских прав. Она ими свободно распоряжается и может запретить пользоваться всем остальным, в том числе и самому автору.

Кстати, если разработчик сайта состоит с фирмой в трудовых отношениях, то исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю (ст. 14 Закона от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»). В этом случае необходимо зарегистрировать программу и получить на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе нематериальных активов (НМА). Причем как в налоговом (подп. 2 п. 3 ст. 257 НК), так и бухгалтерском учете (п. 4 Положения по бухучету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 91н).

Правда, не всегда фирма вправе учитывать сайт в составе НМА. Например, если она получила исключительные права на программу для ЭВМ на срок менее 12 месяцев или планирует ее перепродажу, то даже при соблюдении всех условий учитывать придется как расходы (п. 3 ПБУ 14/2000).

Налоговый кодекс также устанавливает ограничения для нематериальных активов. Если стоимость исключительных прав на программу ЭВМ менее 10 000 рублей, то ее также не надо учитывать в составе НМА (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК). Кстати, ситуацию, когда стоимость создания web-сайта будет стоить менее 10 000 рублей, представить сложно, судя по расценкам на создание сайта.

Второй вариант, когда предприятие не получает исключительных прав на сайт или на какой-то из его элементов, на практике возникает нередко. Порой предприятие получает исключительные права на дизайн сайта, а на программное обеспечение – нет. Значит, учитывать сайт в составе нематериальных активов нельзя. Тогда сумма налога на имущество будет меньше, чем в ситуации, когда сайт отнесен к нематериальным активам. А расходы на его создание необходимо относить к «расходам на приобретение права на использование программ для ЭВМ по договорам с правообладателем» (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК).

Но это еще не все!

Издержки компании на этом не заканчиваются. Затраты по размещению сайта на web-сервере, регистрации доменного имя необходимо отражать в бухучете как расходы по обычным видам деятельности в соответствии с Положением по бухучету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Это подтверждает и недавнее письмо Минфина от 22 октября 2004 г. № 07-05-14/280. Кстати, сюда же можно отнести и затраты на создание шаблонного сайта, который носит исключительно рекламный характер и не порождает никаких авторских прав.

Статистика

В 2002 году количество пользователей сети Интернет в России составляло 8,5 миллиона. К концу 2004 года это число увеличилось до 15 миллионов. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли к 2007 году их количество составит 32 миллиона человек! В Москве, по разным оценкам, число пользователей интернет составляет от полутора до трех миллионов человек.

Факты

Сколько стоит сайт?

Цены на создание web-сайта самые разнообразные. Зависят они не только от компании, которая предлагает услуги по созданию сайта, но и от того, что конкретно заказчик хочет получить.

«Сайт-визитка». Этот вариант подходит для фирм, которые впервые столкнулись с созданием страницы в интернете. Это самый простой сайт, с информацией о компании, кратким перечнем услуг, работ, товаров и прайс-листом на них. Стоить сайт-визитка будет минимум 500 долларов.

Промо-сайт. Это самый распространенный вариант. Цель сайта – продвижение бренда, товара, услуги в сети Интернет. Такая страница содержит рекламную информацию, образцы продукции, условия приобретения товаров, услуг, цены и справочные данные. Стоимость такого web-сайта в среднем составляет около 1000–1500 долларов.

Интернет-представительство (представительский сайт). Этот вариант более расширен, чем предыдущий. Добавлена функция он-лайн заказа, поэтому на сайте размещен полный каталог товаров с возможностью быстрого и оперативного обновления. Минимум – 800 долларов, но в среднем услуга обойдется в 2300 долларов.

Корпоративный сайт (интернет-каталог). Эта услуга подходит для компаний, которые используют интернет для ведения бизнеса. У такого сайта сложная структура и максимум информации. В зависимости от web-дизайна стоимость варьируется от 1500 до 5000 долларов и выше!

Интернет-портал. Это сайт, с которого в основном начинает путешествие по сети пользователь. На нем располагается общедоступная и полезная информация. Например, погода, новости, курсы валют, программа телепередач. Это могут быть сайты провайдеров, каталоги или поисковые системы. Стоимость портала от 3000 до бесконечности.

Кстати

Возврат НДС также отличается в зависимости от того, получила фирма исключительные права на web-сайт или нет. Если получила, то принимает к вычету налог на добавленную стоимость после введения нематериальных активов в эксплуатацию (п. 1 ст. 172 НК).

Если же нет, то к вычету она принимает НДС в том месяце, когда примет сайт к учету и отразит его на счете 97 «Расходы будущих периодов», либо сразу учтет в составе текущих расходов (п. 1 ст. 172 НК)

Диаграмма

Мы спросили у московских и областных предпринимателей, почему они создали сайт своей компании в сети Интернет?

  • 45% опрошенных заметили, что вэб-сайт для них – инструмент маркетинга. На страничке они размещают информацию о деятельности, о ценах, о специальных предложениях, а также о местонахождении фирмы.
  • 29% – сказали, что странички нет, но они публикуют информацию о себе на других рекламных сайтах.
  • 18% – нет собственного сайта в интернете, но в ближайшее время собираются открыть.
  • 7% – нет странички и не собираются создавать.

Светлана ЛАРИНА

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №1 2005 г.

Начать дискуссию