Иногда человек сердится на другого человека в ситуации, когда не удаётся наладить взаимодействие, контакт, взаимопонимание. И описывая эту ситуацию, вернее – поведение в ней второго (третьего, пятого, группы) участника, а ещё вернее – свою реакцию на это поведение, он говорит: “Зла на него не хватает…” Или: “Никаких нервов уже нет”.
А фишка в том, что не надо зла и нервов. Зло нужно, когда надо кого-то устранить, уничтожить. Нервничать – вообще никогда не надо. Во всяком случае – специально.
А ведь очень многие люди, вступая в любые взаимодействия, заранее настроены на немедленное приятие их концепции, с полуслова, с краткого мычания и неопределяемого полужеста рукой. Ну конечно: они-то знают, как лучше. Проблема в том, что собеседник чаще всего после таких ленивых коммуникативных усилий даже не догадывается, о чём они там знают. Хотя некую интерпретацию, конечно, может иметь. Об этом есть масса народных сказок, повестей и детских анекдотов – об интерпретациях. “Шемякин суд”, например. Коллективное бессознательное, творящее фольклор, давно выцепило эту фишку и вдалбливает её в головы человечества тысячелетиями. К сожалению, без особенного толку.
Человек говорит второму человеку какую-то незавершённую, несформулированную и плохо артикулированную фразу, наталкивается на непонимание, а после жалуется третьему: “Зла не хватает”. И не хватит. Как не хватило бы тонн и тонн чёрной краски на то, чтобы побелить потолок в маленькой комнатке, не хватило бы бочки тротила, когда нужно ведро цемента. И если уж использовать слова типа “зло”, то, если надо наладить взаимодействие, что-то объяснить, надо подходить к этому, настраиваясь не на зло, а на, наоборот, добро. И такой настрой, конечно, предполагает и настрой на то, что в результате взаимодействия выйдет всё совсем не по-вашему. Но всё равно выйдет лучше, чем когда “со злом”.
А непременными частями “установки на добро” являются старательность, самодисциплина и настоящее коммуникативное усилие. То есть, надо постараться сформулировать свои предложения максимально внятно и подробно – поднести свои мысли не в виде кота в мешке или танка с задраенными люками, а в виде честного списка ингредиентов, в виде открытой ладони, лица с поднятым забралом. Именно постараться – не забывая, что перед вами другой, человек с иным опытом и иными интерпретационными привычками. И если вы видите, что он чего-то не понимает, не надо бросать стараться и позволять себе такой неприличный эгоизм, как злиться и нервничать, – надо спокойно разъяснять те моменты, которые человек, с вашей точки зрения, не понял. Если же вам проще злиться, то надо подумать: а так ли вам это надо? По крайней мере, а так ли вам это надо сейчас? А вашему визави?
Так или иначе, злиться – это не конструктивно. Юпитер, ты сердишься, а значит ты неправ. Не в том неправ, из-за чего сердишься, а в том, что сердишься. Потому что коммуникация – это труд, а злоба, демонстрация нервозности и даже отчаяние – разновидности лени, помноженной на эгоцентризм.
В общем, судари и сударыни, потрудитесь объяснить.
Комментарии
111. Провести по небу 10 раз язычком
2. Спросить про себя, что по-настоящему является источником злобы
3. Трансформировать свою злобу в нечто полезное, требующее физической нагрузки...ну воды, например, в 10 раз принести))
Не нравиться чужое, пишите свое. А авторская колонка нужна, чтобы не только о бухгалтерии писать.