Наша почта, как известно, реформируется, вот только промежуточные результаты у реформы какие-то странные. В последние месяцы россияне вынуждены ждать свои посылки из-за рубежа в несколько раз дольше обычного. А некоторые и вовсе их не дожидаются - потеряла почта, и все тут. Почта, правда, кивает на таможню – мол, это не мы, это таможня долго досматривает грузы.
Мы попробовали узнать у самих почтовиков, что происходит на самом деле, и попросили пресс-службу «Почты России» об организации интервью. Несколько дней редакция терпеливо ждала результатов запроса, но все, что мы получили в ответ - это стандартный пресс-релиз с обтекаемыми пространными формулировками. В личном интервью с почтовым руководством нам было отказано – чиновникам не до общения с прессой, видимо, почтовые завалы разгребать пытаются.
Напомним, скандал разразился после шума, поднятого на популярном российском форуме об аукционе E-bay. Посетители ресурса возмущались тем, что многие продавцы всемирного интернет-аукциона E-bay отказываются сотрудничать с покупателями из России, потому что наша почта никак не укладывает в установленный аукционом срок доставки товаров – 45 дней. Не выход теперь хоть и дорогая, но ранее надежная и быстрая курьерская доставка – например, на днях компания DHL сообщила, что временно вообще перестает принимать грузы, адресованные в Москву. Проблемы испытывают и другие перевозчики.
По данным «Почты России», с начала 2010 года наблюдается значительный рост поступления международных почтовых отправлений: по разным категориям отправлений рост в январе-феврале составил от 50 до 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как же наши почтовики и таможенники подготовились к такому буму? Тем более, что почтовое ведомство развитие рынка дистанционной торговли в стране вообще объясняет своими «целенаправленными действиями»? А никак. И курьерские службы, и «Почта России» объясняют задержки с доставкой грузов плохой работой таможни, которая, дескать, не всегда быстро производит таможенное оформление посылок. 10 марта 2010 года «Почта России» открестилась от проблем, заявив, что сама «выступает за скорейшее изменение таможенных процедур оформления международных почтовых отправлений», а 16 марта 2010 года распространила следующее заявление для СМИ:
В связи с появлением в средствах массовой информации заявлений о имеющих место задержках доставки почтовых отправлений из-за рубежа Почта России заявляет: вся международная почта передается таможенным органам для досмотра и оформления в предусмотренные законодательством сроки с момента поступления почтового отправления на территорию РФ. Прошедшие таможенную обработку отправления в тот же день без задержек отправляются по назначению адресатам.
Таможенная обработка международных почтовых отправлений производится в объектах почтовой связи в рамках зон таможенного контроля – на территории, арендуемой у Почты России таможенными органами. Почта России не может влиять на скорость таможенного оформления международной почты, поскольку этот процесс находится в ведении Федеральной таможенной службы. Тем не менее, предприятие совместно с таможенными органами реализует комплекс мер, направленный на ускорение прохождения международных почтовых отправлений.
Естественно, ФТС наличие сбоев в своей работе отрицает. Впрочем, может быть, таможня и медленно работает, но как объяснить ситуации, когда уже выпущенные с таможни посылки добираются до получателя лишь через несколько недель? А когда новогодние поздравительные открытки из Москвы в Санкт-Петербург приходят лишь к 8 марта? Напомним, что на пресс-конференции, посвященной итогам 2009 рабочего года предприятия, генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев заявил, что в 2010 году корреспонденция в московском регионе будет доставляться получателям в течение суток после ее отправки. Конечно, Санкт-Петербург - это не московский регион, но не три же месяца!...
Тем не менее, «Почта России», похоже, вообще не видит поводов для паники. Пресс-служба организации заявила, что ни интернет-аукцион E-bay, ни какой-либо другой оператор дистанционной торговли непосредственно ей на задержки не жаловался. Вот только интересно, каким образом они себе представляют жалобы от компании, которая лишь предоставляет торговые площадки продавцам? Впрочем, и раньше далеко не все иностранные продавцы были готовы отправлять свои товары в далекую Россию, где почтовые службы не заботились о соблюдении сроков доставки корреспонденции. Что уж говорить о настоящей ситуации, когда на эти сроки все, похоже, окончательно плюнули?
Источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что посылки, поступившие в Россию, просто не спешат регистрировать: нет отправления – нет проблемы. Действительно, если отправление зарегистрировано как поступившее, почта все же должна стремиться к соблюдению сроков его доставки. А на нет и суда нет. Операторы горячей линии «Почты России» невозмутимо отвечают, что «ваше отправление не зарегистрировано в России, ничем не можем помочь» и советуют просить отправителя подавать посылку в розыск.
Не видя иного выхода из сложившейся ситуации, несостоявшиеся получатели почтовых отправлений просят отправителей разыскивать посылки. Леонид Криц, владелец компани Leana Custom Orders, оказывающей посреднические услуги, утверждает, что с начала этого года у него значительно прибавилось работы в связи с оформлением множества заявлений на розыск недошедших до клиентов посылок. Но Олег Салухов, вице-президент компании NJA_Business, так же оказывающей посреднические услуги, поясняет, что даже розыск посылок отправителем из США редко помогает, т.к. «Почта России» не дает информации о нахождении и продвижении посылок по территории страны.
+ кликните для увеличения картики
Именно так выглядит теперь информация о многих почтовых отправлениях: убыло, но не прибыло.
Замкнутый круг. Среди вопросов, отправленных нами в пресс-службу «Почты России» был и вопрос, насколько вообще для почты важна дистанционная торговля, ведь это прямой источник доходов? Ответа мы не получили никакого, даже формального, что весьма странно в ситуации, когда почта утверждает, что всеми силами развивает эту самую торговлю в России.
Между тем, по всем признакам очевидно, что почта ищет новые источники дохода - сотрудники в почтовых отделениях уже торгуют промтоварами, книгами, а скоро и мобильные телефоны начнут продавать. Вместо того, чтобы четко, быстро и ответственно обслуживать клиентов.
Гендиректор «Почты России» Александр Киселев, как известно, разработал программу модернизации своего хозяйства. Нужно для этого немного: 101 миллиард рублей из бюджета – и почта обещает «довести параметры качества услуг до базового уровня развитых стран» и стать финансово самодостаточной.
Как можно превратить огромную махину «Почты России» в гибкую, оперативную, удобную для клиентов структуру, ничего не меняя в ее кадровом составе? И мы сейчас не о сокращениях – в них как раз недостатка нет. Только сегодня сотрудница одного из почтовых отделений Москвы в сердцах поведала нашему корреспонденту, разыскивающему свою посылку, что почтовое ведомство уволило около 10 000 сотрудников, а оставшиеся просто зашиваются. С одной стороны - до неприличия низкие зарплаты, с другой – куча обязанностей и усиливающаяся, по отзывам самих сотрудников почты, нормативная неразбериха. Причем, почта считает, что копеечные зарплаты ее персонала – «объективная реальность». По статистике ФГУП, на зарплату уходит свыше 60% от доходов почты. А все из-за того, мол, что услуги она оказывает «социально значимые, но убыточные».
Интересно, а то, что за отправку международной корреспонденции наша почта берет дороже, чем ее зарубежные аналоги, как-то отразилось на качестве данного сервиса? В 2010 году ФГУП собирается отремонтировать и модернизировать тысячу своих отделений, оснастив их «эргономичной мебелью» и «специальными информационными носителями». А может быть, сотрудники посидят на неэргономичных стульях, зато будут получать конкурентоспособную зарплату? А за эту зарплату будут работать, а не делать вид, что работают? И может быть, не стоит тратить бешеные деньги на рекламу, если рекламировать нечего? Впрочем, похоже, что вопросы мы задаем риторические, поэтому вернемся к почтовому скандалу. Где выход? Как и когда разрешится глобальная проблема с работой российского почтового ведомства и частная ситуация с тысячами посылок, не доставленных получателям?
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает виновными обе стороны конфликта – и ФТС, и «Почту России».
«Каждая из организаций ведет собственный учет, и они могли видеть, что активно развивается рынок интернет-торговли и растут объемы почтовых отправлений в/из России. И ФТС, и «Почте России» нужно активнее наращивать собственную инфраструктуру, увеличивать количество персонала, автоматизировать многие процессы, чтобы избежать «пробок» в своих подразделениях. Этого не было сделано и потребители теперь вынуждены расплачиваться за просчеты чиновников, - пояснил Баранов в беседе с корреспондентом ИА «Клерк.Ру». - Не исключено, что если ситуация не исправится в ближайшее время, то могут начаться обращения в суд со стороны пострадавших потребителей в адрес почтовых компаний, а те в свою очередь могут предъявить иски к ФТС РФ. Думаю, что федеральным властям необходимо обратить внимание на данную проблему и принять меры для ее разрешения, возможно также потребуется изменение ряда документов, регламентирующих данный вид деятельности».
Аминь, как говорится. Обещаем следить за развитием ситуации и своевременно информировать читателей.
P.S. Похоже, что проблемы возникли еще у одного перевозчика – UPS. Все прибывшие вчера посылки были задержаны для таможенного досмотра, а сроки доставки увеличены, по информации с горячей линии, на один день.
+ кликните для увеличения картики
Информация о почтовом отправлении UPS из США в Москву.
Комментарии
Ситуация с новогодней открыткой под 8-е марта произошла со мной в этом году. Письмо шло из Владимира в Москву.
С соседней улицы письма в нашу организацию приходят дней через десять.
Договор с почтой мы начали заключать в ноябре прошлого года, а получили его только в середине марта. Правда, оплату за январь и февраль с нас не забыли попросить. Вслед за договором прилетел какой-то счет на непонятную сумму. Сколько нервов и времени ушло на выяснение этого ерундового недоразумения!!! Такое ощущение, что в нашем ОПС работают либо пьяницы либо хронически тупые люди. Возможно, это оправдывается большой текучкой их кадров и маленькими з/п при огромном объёме работы. Только звонок в вышестоящую организацию помог прояснить, что счет выставили ошибочно. До сих пор я не совсем уверена, что вся важная корреспонденция (в частности, из налоговой и арбитражного суда) до нас доходит.
О своём опыте общения с почтой как частное лицо даже говорить не хочется - передёргивает от омерзения...
Согласна со всеми предыдущими ораторами.
Комментарии под этим материалом были скрыты
В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru