Экономика России

Мобильный в небе

В феврале Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила использовать диапазоны 1710-1785 МГц и 1805-1885 МГц для организации микросетей сотовой связи GSM на борту самолетов. Возникает вопрос: а так ли уж нужна такая связь пассажирам на высоте 10 тысяч метров?
Мобильный в небе
На фото руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин

В феврале Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) разрешила использовать диапазоны 1710-1785 МГц и 1805-1885 МГц для организации микросетей сотовой связи GSM на борту самолетов. Возникает вопрос: а так ли уж нужна  такая связь пассажирам на высоте 10 тысяч метров?

Разговоры о предоставлении услуг мобильной связи на бортах российских авиакомпаний ходят уже достаточно давно. В конце прошлого года мобильные операторы обратились в авиакомпании с вопросом: интересен ли такой сервис самим авиакомпаниям и пассажирам и готовы ли авиаперевозчики развиваться в этом направлении?

Многие авиакомпании и операторы связи сразу же заявили о востребованности таких услуг, их важности и необходимости. Так, например, в прошлом году глава «Аэрофлота» Виталий Савельев уверял авиационное сообщество, что самолеты авиакомпании будут оснащены необходимым оборудованием. Впрочем, в ноябре 2009 года уже были сделаны спешные заявления о том, что «это слишком дорого, и услуга вряд ли будет пользоваться спросом».

Наша компания также уже обсуждала с одним из мобильных операторов такую возможность, но конкретных предложений по установке оборудования для предоставления пассажирам услуг мобильной связи и интернета в полете на высоте более 3 тысяч метров мы еще не получали.  

И вот сбылась мечта…Только не знаю кого, мобильных операторов или авиаперевозчиков? ГКРЧ разрешила и выделила для использования необходимые частоты.  И снова мы слышим со всех сторон – «нужно», «востребованно»! Но, позвольте, кто-нибудь проводил исследования о такой «нужде» российского пассажира? Оценивал ли кто международный опыт ведущих западных перевозчиков? И почему операторы связи уже считают возможную прибыль, перекладывая на суммарный пассажиропоток всех российских авиакомпаний до 50 млн. человек? Связь будет на всех самолетах, включая Ан-24 и Як-42? Уверен, даже не на всех новых Airbus и Boieng, ввезенных в страну за последние два года.

Как показывает опыт наших коллег, лишь немногие  воздушные суда авиакомпаний  Emirates Airlines, Delta, Air France и Lufthansa оснащены специальной системой  OnAir, разработанной Airbus совместно с компанией SITA, и получившей одобрение Европейского агентства авиационной безопасности на комплектование лайнеров подобными системами. И, как правило, стоимость таких услуг очень высока.

На мой взгляд, для пассажира важнее сервис и технические новинки до и после полета. Каждый путешественник втайне мечтает о некоей двери или машине времени, куда войдешь и окажешься уже в нужном месте. Таких дверей, к сожалению, еще нет, а вот заказ и оплата билетов, дорога в аэропорт, предполетные хлопоты и прочие формальности занимают существенное время. Оптимизация именно этих условий для пассажиров значительно важнее. Это и он-лайн регистрация на рейс, после чего пассажир не утруждает себя стоянием в очереди в аэропорту и сразу проходит в сектор досмотра Службы авиационной безопасности, и киоски саморегистрации для пассажиров без багажа.

Мое стойкое убеждение: установление мобильной связи в самолетах выгодно только операторам связи, которые не хотят «терять из виду» своих клиентов на 3-6 часов и использовать в своих интересах интернет-зависимость летающей части населения страны. Как показывает практика, далеко не все, а лучше сказать – совсем немногие - выключают свои телефоны в полете. Я, например, делаю это редко. И такие пассажиры очень лакомый кусочек для мобильного оператора. Не всякий отклонит неожиданный звонок в полете от родителей или любимого шефа. Нужно ответить, а счетчик в роуминге уже заработал. 

Подтверждении моих мыслей является появившийся 10 марта 2010го года Второй годовой отчет портала TripAdvisor о предпочтениях пассажиров в авиапутешествиях. В опросе приняли участие более 3200 граждан США. Так вот, 61% опрошенных не готовы платить за интернет в полете, а 27% готовы тратить за доступ к Wi-fi не более 5 долларов за полет. 45% опрошенных не хотят сидеть рядом с лицами, использующими неподобающий контент (видимо имеется ввиду контент эротического характера). И это очень соотносится с «мобильным этикетом» в повседневной жизни, когда нормальный человек не будет громко общаться по телефону на весь автобус, делясь с собеседником личными секретами. 

Абсолютно уверен, что даже в салонах бизнес-класса, где обычно мало пассажиров, возможность поговорить по мобильному не найдет много желающих. Простой пример - плачущий ребенок в салоне или громко галдящая компания "навеселе" вызывает у многих раздражение. Если добавить в этот винегрет еще и многочисленные разговоры по телефону, полет превратится просто в пытку. 

На мой взгляд, мобильная связь на борту возможна лишь как услуга lixury- класса для очень небольшой и состоятельной категории пассажиров и только на рейсах продолжительностью более 3-х часов, на средне- и дальнемагистральных маршрутах. Востребованность такой услуги у пассажиров эконом-класса, особенно на коротких маршрутах, где билет стоит 1500 -4000 рублей, будет близка к нулю. Согласитесь, накладно платить за интернет или пару разговоров по телефону практически еще одну стоимость билета. 

Наличие такого сервиса на борту - скорее имиджевая составляющая для авиакомпаний и попытка мобильных операторов заработать на входящих звонках или на одном-двух смс во время полета. Авиакомпаниям же заработать на таких услугах, да и операторам связи окупить оборудование стоимостью 200 тысяч долларов будет, на мой взгляд, очень проблематично.

Нужны ли вам в полете услуги мобильной связи и интернета?

Проголосовали 12 человек

Комментарии

2
  • Виктор Любезный
    Пользовался бы, по крайней мере, инетом и (возможно) скайпом, дабы за голос не переплачивать. Вопрос только в цене вопроса. :)
  • Виктор Любезный
    Anonymous,скайп - не настолько удобная штука, чтобы по ней можно было полноценно разговаривать. Так что неудобств окружающим это практически не принесёт.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

2
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.

Молчание не всегда золото

Практически каждый из наших уважаемых подписчиков сталкивался с вызовами на допрос в налоговый орган. И любому получившему повестку в инспекцию приходилось выбирать, как себя вести на допросе (если вообще являться на него): явиться с представителем; рассказать все, что известно; не сказать ничего.

Интересные материалы

Для борьбы со страховыми мошенниками в ЦБ могут появиться специальные следователи

Страховые компании считают, что новый орган расследования упростит борьбу с мошенниками.