КТО ПРОВОДИТ ПРОВЕРКУ
Камеральную проверку страховых взносов могут проводить только два ведомства – Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.
Проверку в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование проводит Пенсионный фонд РФ. Взносы по социальному страхованию, а также выплаты, связанные с временной нетрудоспособностью и в связи с материнством, проверяет ФСС России. Это следует из статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).
КАК ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА
После того как турфирма сдала расчет, начинается камеральная проверка. По сути, это счетная проверка данных, отраженных в расчетах. Их чиновники фондов сопоставляют с имеющейся у них информацией.
При этом ФСС России может истребовать у турфирмы и другие документы, связанные с оплатой больничных и детских пособий (ст. 34 Закона № 212-ФЗ).
КАК ОФОРМЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
На проверку Законом № 212-ФЗ предусмотрено три месяца. Если нарушений не выявлено, то акт проверки ревизоры не составляют. В этом случае турфирму вообще могут не известить о результатах проверки.
Другое дело, если во время проверки будут выявлены ошибки и неточности. В этом случае турфирме в течение пяти дней придется дать чиновникам пояснения или внести исправления в расчет.
Обратите внимание: чтобы доказать свою правоту, турфирма может представить фонду выписки из регистров бухгалтерского учета или иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет. Помните, это право, а не обязанность плательщика. Ведь законом не установлен перечень документов, которыми плательщик мог бы подтвердить правильность расчета страховых взносов. Однако в интересах организации дать объяснения или сделать исправления.
Если пояснения и документы не удовлетворят проверяющих или турфирма их вовсе не представит, то ревизоры составят акт. На это инспекторам отводится 10 дней с момента окончания проверки. Формы актов камеральных проверок утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.
Акт вручается турфирме в течение пяти дней после того, как он будет подписан. Если турфирма по каким-либо причинам не захочет его получить, он направляется ей заказным письмом. И в таком случае считается, что акт получен на шестой день с момента отправления (п. 4 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).
КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
Получив акт, плательщик может представить свои возражения по нему. На это ему отводится 15 дней, которые отсчитываются с момента получения акта. Подтвердить возражения нужно документами – оригиналами или их заверенными копиями (ст. 38 Закона № 212-ФЗ).
Материалы камеральной проверки рассматривает руководитель фонда. Плательщик также может участвовать в этой процедуре через своего представителя. Далее руководитель фонда выносит решение либо о привлечении организации к ответственности, либо об отказе в этом (ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения срока на представление возражений (он может быть продлен, но не более чем на месяц).
В течение пяти дней после этого копия решения вручается плательщику лично (или иным способом, который позволяет определить дату получения решения) либо направляется по почте. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня, когда оно было вручено плательщику.
В решении указывается срок, в течение которого его можно обжаловать, а также порядок обжалования. Далее в адрес турфирмы направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа и указывается, когда эти суммы нужно погасить. Если турфирма пропустит эти сроки, то задолженность будет взыскана в принудительном порядке с ее банковского счета или за счет иного имущества.
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №4, апрель 2010 г.
Комментарии
1об отчетности за 1 квартал 2010 г читайте тут: Прозрачная бухгалтерия