Когда у компании договоров немного, нет необходимости систематизировать и вести их учет. Но это скорее исключение, с каждым днем договоров все больше и больше. Не запутаться в них, а также отслеживать сроки исполнения, систематизировать всю нужную информацию в одном месте и держать ее всегда под рукой поможет специальный журнал учета. Универсальной формы нет, поэтому его можно составить в произвольном виде (см. образец).
Структура журнала может быть разной. К примеру, если компания заключает договоры с одними и теми же клиентами, в журнале можно выделить для каждого из них отдельные страницы. Если договоров с каждым клиентом немного, можно организовать алфавитный учет по названию контрагента.
В журнал учета договоров можно включить любые графы, которые понадобятся финансовой службе. Как правило, это входящий номер и вид договора, наименование контрагента, стоимость. Кроме того, в журнал можно включить графу «Срок действия» – с ее помощью проще следить за необходимостью пролонгации договора.
Есть две важные графы, которые позволят контролировать оплату по договору и его исполнение в целом. Это «Срок оплаты» и «Отметка об исполнении». С точки зрения контроля над расчетами удобнее вообще вести два журнала. В одном регистрировать только договоры, по которым деньги должны вам. А во втором – по которым должна платить ваша компания. Так будет проще соблюдать свои сроки оплаты и проверять сроки, в которые обязаны уложиться контрагенты.
Кстати, в компаниях, где есть и финансовая служба, и юридическая, иногда параллельно ведут журналы учета одних и тех же договоров. Были случаи, когда налоговики обнаруживали, что данные в журналах не совпадали, и делали вывод, что у финансовой службы отражены только «нужные» соглашения. Это давало повод подозревать в сокрытии выручки. Поэтому по возможности лучше вести общий журнал.
Статья напечатана в газете "УНП" № 14, 2010
Комментарии
2"Кстати, в компаниях, где есть и финансовая служба, и юридическая, иногда параллельно ведут журналы учета одних и тех же договоров. Были случаи, когда налоговики обнаруживали, что данные в журналах не совпадали, и делали вывод, что у финансовой службы отражены только «нужные» соглашения. Это давало повод подозревать в сокрытии выручки. Поэтому по возможности лучше вести общий журнал."
А может "лучше" вообще не предоставлять подобные журналы налоговикам?
Тем более, что они не являются обязательными.
Алена, а Вам всегда удается правильно задать параметры поиска, для того, чтобы найти нужный договор именно быстро?