В преддверии летнего сезона крупнейший российский перевозчик провоцирует новую волну кризиса на туристическом рынке. Пострадают не только туристические компании, которые не смогут выполнить его условия, но и пассажиры, которые вынуждены будут доплачивать за свои турпутевки.
Туристический рынок с начала с весны этого года периодически терзают слухи об инициативах «Аэрофлота» запретить полеты на популярных туристических направлениях чартерным перевозчикам. По мнению «Аэрофлота», он может удовлетворить спрос на всех направлениях, где он назначен официальным перевозчиком межправительственным соглашением. Камнем преткновения в предстоящий летний сезон стали направления Ираклион, Ларнака, а также Бургас, Салоники – всего 13 направлений в Средиземноморье и Юго-Восточной Азии.
Росавиация вынуждена была поддержать монополиста, после неоднократных угроз Аэрофлота в адрес регулятора и вынудила чиновников сделать такое заявление: «Мы не должны наносить ущерб назначенным перевозчикам, чартеры должны брать только тот спрос, который не способны удовлетворить регулярные авиаперевозчики».
Для примера, спрос на регулярные перевозки на одном из греческих направлений составлял в 2009 году чуть более 60 тысяч человек, а в летний период на этом направлении чартерными компаниями было перевезено более 200 тысяч. Стоит отметить, что Росавиация поддержала монополиста выборочно, «не в отношении всех межправсоглашений, которых у России около 100», а лишь по Греции, Кипру и Молдавии. Связано ли это все с приходом в «Аэрофлот» нового коммерческого директора? Возможно. Направлено ли на получение максимальной прибыли и увеличения рентабельности авиакомпании? Обязательно! Если на внутрироссийских маршрутах свое превосходство можно было показать, только снизив тарифы до низкобюджетных и летая себе в убыток, то на международных маршрутах можно и монополиста «включить».
А вот справится ли Аэрофлот с таким пиковым спросом летом, притом, что планирует уволить более 600 бортпроводников к лету? Думаю, нет. Даже «Трансаэро» – крупнейший игрок на чартерном рынке - обладая обширным парком из Боинг 747, и являясь назначенным перевозчиком на ряде направлений признает, что «ужесточение для отечественных авиаперевозчиков условий работы на международных направлениях массового спроса выглядит абсолютно нелогичным».
Забота о флагмане российской авиации понятна, но кто позаботится о пассажирах - людях, которые рассчитывают на недорогие туры, заранее заказывая у туристических операторов путешествия по выгодным ценам, из удобного для них аэропорта. Теперь они получат, в лучшем случае, поездку по той же цене, но только из аэропорта «Шереметьево», а вероятнее всего и с доплатой 100-200 долларов.
Конечно, формально Приказ №92 открывает большие возможности «Аэрофлоту» по монополизации туристического рынка, как с точки зрения авиаперевозок, так и продаж турпутевок. Каким же недальновидным нужно было быть все два года с момента принятия приказа, чтобы не воспользоваться своим правом монополиста? Но каким еще более недальновидным можно быть, активировав мину замедленного действия и ограничив тем самым конкуренцию, навлекая на себя гнев Ассоциации Туроператоров, коллег по цеху – авиакомпаний, простых потребителей?
Концентрация перевозок на конкретные направления у одного-двух перевозчиков и продажи на них туров у 2-3 туроператоров – это уже юрисдикция Федеральной антимонопольной службы, которая кстати пока не проявила интереса к этой проблеме.
А сложившаяся ситуация аукнется простому пассажиру, который в один прекрасный день, приехав в «Домодедово» или «Внуково» с чемоданами, будет поставлен перед фактом, что вылет авиакомпании, на рейс которой у него куплен билет, запрещен. Пассажирам нужно будет явиться через 2-3 часа в аэропорт «Шереметьево» на рейс «Аэрофлота», а то и доплатить еще энную сумму денег. В общем, кто не успел, тот опоздал!
Комментарии
12На самом деле чартерным перевозчикам тоже очень полезна была бы конкуренция. То, как и на чем они летают - полнейшее безобразие. И монополию держат.. А как прижали - сразу про ФАС вспомнили
Чартерные перевозчики как раз между собой конкурируют. Но заказчик на чартерный рейс один - туроператор. Так что выбирайте туры нормального оператора, лучше с регулярными авиаперелётами. При чём тут монополия?
lubezniy, ты сам подумай, что регулярные рейсы летают из Москвы, Питера и еще нескольких городов. Из большинства регионов единственный вариант - чартер. И выбора просто нет. А с детьми не потащищься в Москву лишний раз.
Самолеты может такие же у чартеров, только состояние у них безоразное. Грязь, поломанные кресла и до кучи хамство стюардесс. Не говоря уже про постоянные задержки и переносы рейсов.