Учет в медицине

Рекламируем лекарства

В аптеках все чаще стали появляться специальные стойки с рекламной информацией о лекарственных средствах. Такая деятельность – дополнительный источник прибыли для фирмы. Однако доходы от распространения рекламы требуют особого учета. Необходимо принимать во внимание и юридические аспекты данной деятельности...
В аптеках все чаще стали появляться специальные стойки с рекламной информацией о лекарственных средствах. Такая деятельность – дополнительный источник прибыли для фирмы. Однако доходы от распространения рекламы требуют особого учета. Необходимо принимать во внимание и юридические аспекты данной деятельности...
О чем нужно помнить, заключая договор с рекламодателем
Между аптекой и заказчиком должен быть заключен договор на оказание рекламных услуг. Аптека в данном договоре будет выступать как рекламораспространитель, а заказчик (производитель, поставщик лекарственных средств) – как рекламодатель.

В договоре должны быть четко прописаны виды рекламных услуг. Например, демонстрации рекламных роликов в помещении аптеки, промо-акция по распространению листовок, размещение рекламных проспектов в торговом зале и др.

Полезно включить в договор условие об обязанности производителя лекарств самостоятельно урегулировать все проблемы, связанные с претензиями третьих лиц к содержанию рекламных материалов, в том числе и претензии ФАС России.

Существенными условиями договора являются: сроки проведения рекламной кампании, даты начала и окончания, сумма вознаграждения за проведение рекламной кампании. Необходимо также отразить в договоре условия, на которых аптеке передается раздаточный материал и, если это предусмотрено рекламной кампанией, специальное оборудование и устройства.

Кто ответственен за содержание рекламы
В пункте 7 статьи 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» сказано, что за нарушения в области рекламы может быть привлечен к ответственности рекламораспространитель. Санкция за такое правонарушение предусмотрена статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (для организаций штраф составляет от 40 000 до 500 000 руб.).

Поэтому, несмотря на то что рекламные материалы предоставляются производителем (поставщиком) лекарственных средств, рекламораспространитель обязан проверить содержание рекламы на соответствие законодательству.

В частности, необходимо потребовать документы, подтверждающие наличие регистрации и сертификатов на рекламируемое лекарственное средство. К договору на оказание рекламных услуг следует приложить их копии. Все характеристики рекламируемого лекарства должны соответствовать инструкции по применению.

Требования законодательства к рекламе лекарств изложены в статье 24 Закона № 38-ФЗ. Например, такая реклама не должна:

1) быть обращенной к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламируемого товара тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (это требование не распространяется на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний);
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и эффективность лекарства гарантированы его естественным происхождением.
Кроме того, реклама должна содержать предупреждение потребителей о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться с врачом.

Доходы от рекламы. Налоговый учет
Прежде всего разберемся, какие доходы от распространения и размещения рекламы облагаются ЕНВД. Как сказано в статье 346.26 Налогового кодекса РФ, на «вмененку» переводится деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также по размещению рекламы на транспортных средствах.

Как правило, лекарственные средства по договору с производителем (поставщиком) аптека рекламирует в своем торговом
зале посредством распространения листовок, рекламных проспектов, расклеиванию плакатов и другими аналогичными способами. То есть ничего общего с «вмененной» рекламной деятельностью нет.

Доходы от размещения рекламы в торговом зале не относятся и к деятельности в сфере розничной торговли. Это дополнительный вид дохода, который необходимо облагать в рамках иных режимов налогообложения: «упрощенки» или общего.

Если аптека выбрала общий режим и использует при этом метод начисления, то доходы следует признать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором проводилась рекламная кампания. То есть независимо от фактического поступления денежных средств от рекламодателя (п. 1 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

При кассовом методе, согласно пункту 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ, датой получения дохода признается день поступления оплаты от рекламодателя. Также и при применении «упрощенки» доходы от рекламы будут признаны в день оплаты. Такой вывод можно сделать на основании пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание и на документальное оформление. По окончании рекламной кампании стороны подписывают акт сдачи-приемки рекламных услуг. Если рекламная кампания приходится на несколько отчетных периодов, то промежуточные акты желательно подписывать ежемесячно. В акте указывают срок проведения рекламной кампании, сумму вознаграждения рекламораспространителя. Если акт является промежуточным, то желательно отразить в нем состояние расчетов между сторонами. Специальной формы такого акта не предусмотрено, поэтому он также составляется в произвольной форме.

И еще один момент. С суммы вознаграждения, причитающегося по договору оказания рекламных услуг, аптеке необходимо начислить налог на добавленную стоимость и выставить счет-фактуру рекламодателю (конечно, если аптека не выбрала упрощенный режим налогообложения).

Бухгалтерский учет поступлений
Что касается бухгалтерского учета, то доходом здесь будет признана сумма вознаграждения, указанная в договоре с рекламодателем. Согласно положениям ПБУ 9/99, такое вознаграждение относится к прочим доходам и учитывается на счете 91.

Таким образом, бухгалтер сделает следующие проводки, отражая вознаграждение за проведение рекламной кампании в торговом зале:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91
– отражена выручка от проведения рекламной кампании (сумма вознаграждения по договору);

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– начислен НДС с суммы оказанных рекламных услуг;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– поступили денежные средства от рекламодателя за проведение рекламной кампании;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99
– отражен финансовый результат.

Если договор предполагает передачу какого-либо дополнительного оборудования или специальных приспособлений для более наглядного размещения рекламы, например монитор для прокручивания рекламных роликов или стойка для листовок, такие активы нужно отразить на забалансовом счете 002 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Здесь же отражаются полученные листовки и рекламные проспекты.

Если переданные активы – основные средства, то передача оформляется по акту формы № ОС-1, листовки и другие материальные ценности – по накладной (межотраслевая форма № М-15).

По окончании рекламной кампании рекламодателю возвращаются оборудование, прочие приспособления и листовки, которые остались от проведения акции. На сумму розданных листовок составляется акт, в котором указываются количество розданных листовок и их стоимость. Форма такого акта не регламентирована законодательством и может быть составлена в произвольном порядке.

Статья напечатана в журнале "Учет в аптеках" №12, декабрь 2009 г.

Начать дискуссию