С 14 февраля 2010 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Им утверждены Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации*, и Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (Перечень приведен в рубрике "Для справки"). Что нового в связи с этим ждет предприятия? Можно ли учесть в составе налоговых затрат расходы на сертификацию? Как быть, если на момент вступления в силу постановления организация не успела получить сертификат? Ответы – в статье.
Что изменилось
Согласно указанным Перечням ряд продукции теперь не подлежит обязательной сертификации, а должен пройти обязательное декларирование. А значит, производителям необходимо приводить документы в соответствие с новыми требованиями.
И если сертификация как таковая не претерпела существенных изменений, то декларирование вызывает массу вопросов. Напомним, что сертификат соответствия выдается органом по сертификации производителю, продавцу, поставщику. Им подтверждается то, что продукция была проверена независимой организацией (аккредитованным органом по сертификации) и было доказано ее соответствие требованиям технического регламента либо стандарта, договора, технических условий.
Относительной новеллой является обязательное декларирование продукции. Декларация о соответствии продукции представляет собой документ, который подтверждает, что выпускаемая в обращение продукция соответствует требованиям, предъявляемым к ней положениями технического регламента.
И если сертификация как таковая не претерпела существенных изменений, то декларирование вызывает массу вопросов. Напомним, что сертификат соответствия выдается органом по сертификации производителю, продавцу, поставщику. Им подтверждается то, что продукция была проверена независимой организацией (аккредитованным органом по сертификации) и было доказано ее соответствие требованиям технического регламента либо стандарта, договора, технических условий.
Относительной новеллой является обязательное декларирование продукции. Декларация о соответствии продукции представляет собой документ, который подтверждает, что выпускаемая в обращение продукция соответствует требованиям, предъявляемым к ней положениями технического регламента.
КАК ПРОВОДИТСЯ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ
При декларировании следует указать и предоставить доказательные материалы, подтверждающие соответствие продукции указанным в декларации нормативным документам.
Доказательную базу могут составлять:
а) протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и (или) сторонними компетентными испытательными лабораториями;
б) добровольные сертификаты на продукцию;
в) сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
г) документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические зак-лючения, ветеринарные свидетельства и др.);
д) сертификаты на систему качества или производства;
е) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.
На основании указанных документов орган по сертификации проводит регистрацию принятой декларации о соответствии. При наличии доказательных материалов, не в полной мере подтверждающих соответствие продукции требованиям установленных нормативных документов, орган по сертификации вправе обязать декларанта предоставить недостающие материалы. Поданный пакет документов должен быть рассмотрен в течение семи дней. Об этом сказано в пункте 10 постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766.
Доказательную базу могут составлять:
а) протоколы приемочных, приемо-сдаточных и других контрольных испытаний продукции, проведенных изготовителем (продавцом, исполнителем) и (или) сторонними компетентными испытательными лабораториями;
б) добровольные сертификаты на продукцию;
в) сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;
г) документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными на то органами и организациями (гигиенические зак-лючения, ветеринарные свидетельства и др.);
д) сертификаты на систему качества или производства;
е) другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.
На основании указанных документов орган по сертификации проводит регистрацию принятой декларации о соответствии. При наличии доказательных материалов, не в полной мере подтверждающих соответствие продукции требованиям установленных нормативных документов, орган по сертификации вправе обязать декларанта предоставить недостающие материалы. Поданный пакет документов должен быть рассмотрен в течение семи дней. Об этом сказано в пункте 10 постановления Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766.
ОТРАЖЕНИЕ ЗАТРАТ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Расходы на сертификацию и декларирование при расчете налога на прибыль в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ включаются в состав прочих расходов. По мнению налоговиков и финансистов, такие затраты предварительно учитываются как расходы будущих периодов и включаются в налоговые расходы в течение срока действия документа. Такой подход основан на толковании пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ (см. письма Минфина России от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96, УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5511).
Но есть судебные решения, подтверждающие правомерность единовременного списания расходов на сертификацию (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2008 г. по делу № А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 4 августа 2008 г. № Ф09-3096/08-С3).
Однако в случае, если налогоплательщик будет придерживаться последней точки зрения, вероятнее всего позицию придется отстаивать в суде.
Обратите внимание: в арбитражной практике есть и такой прецедент.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июня 2009 г. № Ф04-3764/
2009(9413-А27-40) указывается, что затраты учитываются в расходах независимо от того, какое решение было принято органом сертификации (о выдаче сертификата либо об отказе в его выдаче).
Расходы на сертификацию и декларирование при расчете налога на прибыль в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ включаются в состав прочих расходов. По мнению налоговиков и финансистов, такие затраты предварительно учитываются как расходы будущих периодов и включаются в налоговые расходы в течение срока действия документа. Такой подход основан на толковании пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ (см. письма Минфина России от 25 мая 2006 г. № 03-03-04/4/96, УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5511).
Но есть судебные решения, подтверждающие правомерность единовременного списания расходов на сертификацию (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2008 г. по делу № А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 4 августа 2008 г. № Ф09-3096/08-С3).
Однако в случае, если налогоплательщик будет придерживаться последней точки зрения, вероятнее всего позицию придется отстаивать в суде.
Обратите внимание: в арбитражной практике есть и такой прецедент.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июня 2009 г. № Ф04-3764/
2009(9413-А27-40) указывается, что затраты учитываются в расходах независимо от того, какое решение было принято органом сертификации (о выдаче сертификата либо об отказе в его выдаче).
ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ РАВНОСИЛЬНА СЕРТИФИКАТУ
В отличие от сертификата соответствия, выдаваемого на специальном официальном бланке, декларация о соответствии оформляется на обычном листе бумаги. Здесь орган по сертификации указывает сведения о ее регистрации (наименование и адрес органа по сертификации, дата регистрации и регистрационный номер декларации, печать органа по сертификации и подпись его руководителя). Зарегистрированная декларация о соответствии вместе с документами, на основании которых она была принята, хранится у изготовителя (продавца, исполнителя) не менее трех лет после окончания срока ее действия. В течение такого же срока в органе по сертификации хранятся копии зарегистрированной декларации о соответствии и сопроводительных документов.
При этом важно помнить, что декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Таким образом, процедура подтверждения соответствия документально поменяла свою форму и для части продукции начал действовать упрощенный порядок по обязательному декларированию. Тем не менее обе эти процедуры остаются обязательными.
При этом важно помнить, что декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия. Таким образом, процедура подтверждения соответствия документально поменяла свою форму и для части продукции начал действовать упрощенный порядок по обязательному декларированию. Тем не менее обе эти процедуры остаются обязательными.
КОГДА МЕНЯТЬ ДЕЙСТВУЮЩИЕ СЕРТИФИКАТЫ?
В письме Роспотребнадзора от 12 февраля 2010 г. № 01/1953-0-32 разъяснено следующее. Сертификаты соответствия и декларации о соответствии, полученные либо принятые до 14 февраля 2010 года, могут представляться до окончания срока их действия независимо от схем обязательного подтверждения. В случае окончания срока действия указанных документов обязательное подтверждение соответствия продукции должно осуществляться по правилам, определенным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. А постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 148 внесены изменения в постановление № 982. Теперь установлено, что ранее выданные сертификаты считаются действительными до окончания их срока. Но в пределах срока годности или срока службы продукции.
Ответственность за нарушение обязательной сертификации
Имейте в виду: административная ответственность предусмотрена как для должностных лиц, так и самих организаций.
Так, за продажу товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии) грозит:
– для должностного лица – штраф от 4000 до 5000 руб.;
– для предприятий – штраф от 40 000 до 50 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.
Это установлено статьей 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также предусмотрена административная ответственность изготовителей за реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации соответствия) или без знака соответствия, а также при реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которых она сертифицирована. Ответственность установлена пунктом 2 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.
В ряде случаев может ставиться вопрос о совершении преступлений в сфере нарушения права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг и привлечении к ответственности по статьям 236–238 Уголовного кодекса РФ.
Так, за продажу товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии) грозит:
– для должностного лица – штраф от 4000 до 5000 руб.;
– для предприятий – штраф от 40 000 до 50 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.
Это установлено статьей 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также предусмотрена административная ответственность изготовителей за реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации соответствия) или без знака соответствия, а также при реализации сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которых она сертифицирована. Ответственность установлена пунктом 2 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.
В ряде случаев может ставиться вопрос о совершении преступлений в сфере нарушения права потребителя на безопасность товаров, работ и услуг и привлечении к ответственности по статьям 236–238 Уголовного кодекса РФ.
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №5, май 2010 г.
Начать дискуссию