Мария СОКОЛОВА
Бухгалтер обычно имеет дело с информацией о реальных доходах и финансовых делах фирмы. Ради таких сведений конкуренты фирмы готовы пойти на многое. Каково живется бухгалтерам с таким грузом ответственности?
Понятие «коммерческая тайна» появилось в России недавно. В 1990 году были приняты нормативные документы, впервые определяющие это понятие. Затем в 1994 году был принят Гражданский кодекс. Там значение словосочетания «коммерческая тайна» было зафиксировано окончательно. И наконец, в 2004 году был принят Федеральный закон о коммерческой тайне.
Как сохранить свои секреты
Как оформить коммерческую тайну? Обычно руководитель организации, обладающий сведениями такого рода, сам решает, что является закрытой информацией, а что нет. К такой информации нет свободного доступа, охрану осуществляет сам собственник. Прежде всего он же и определяет круг лиц, допущенных к тайне. Охрану можно осуществлять, используя нормы трудового и гражданского законодательства. Именно поэтому юристы советуют самым серьезным образом отнестись к разработке формы и содержания соответствующего раздела трудового договора, который будет подписывать тот или иной сотрудник. В случае разглашения сотрудником коммерческой тайны эти документы составят юридическую основу для привлечения его к ответственности и взыскания причиненного ущерба.
Есть два варианта: в первом случае в трудовой договор включают условие о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Статьей 81 Трудового кодекса предусмотрена мера ответственности в виде увольнения за нарушение этого обязательства. Также в трудовом договоре можно предусмотреть меры имущественной ответственности в виде возмещения ущерба. Однако сумма, которую можно взыскать с нарушителя, не может быть больше месячного заработка сотрудника. Эта норма тоже указана в Трудовом кодексе.
Есть и другой случай, который все чаще используют в столице. Многие собственники конфиденциальной информации предпочитают заключать с работниками отдельные гражданско-правовые договоры о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну. Данный договор подчиняется нормам гражданского права, где имущественная ответственность может быть взыскана в полном объеме, включая и упущенную компанией выгоду в результате разглашения закрытой информации. Такой способ защиты информации вполне законен. К тому же чем страшнее наказание, тем меньше желания испытать его на себе.
Если информация, составляющая коммерческую тайну, попала к вам случайно или по халатности другого сотрудника, который вас не предупредил о ее ценности, то наказание на вас наложить не смогут – закон на это четко указывает.
Разведка – дело прибыльное
Если есть что-то ценное, то всегда найдется кто-то, кто захочет это ценное украсть. Иногда даже из спортивного интереса. С коммерческой тайной – то же самое. Государственные тайны похищают разведчики, бизнесмены же переняли у них многие принципы работы. Есть несколько отраслей бизнес-разведки. Деловая и конкурентная разведка занимается сбором, обработкой и анализом информации о положении на рынке, экономическая разведка – это «совокупность согласованных действий по добыванию, интерпретации, распространению и защите информации, полезной для негосударственных субъектов экономики и добываемой легально». Казалось бы, исходя из этого определения, взятого из устава одной из московских фирм, нельзя сделать никаких грустных выводов – все законно и стремление анализировать рынок можно только поощрить.
Правда, есть легенды другого плана. Они повествуют о самой настоящей разведке боем, с применением всех стандартных приемов спецслужб. Речь идет, естественно, о фирмах с большими деньгами. Уже во многих крупных компаниях созданы подобные специальные службы. Официально такие отделы занимаются анализом открытых источников информации, но на самом деле это – небольшой штаб, где планомерно осуществляют операции по сбору информации более закрытого характера.
Были случаи, когда в компанию засылались агенты фирмы-конкурента. Под видом клерка или менеджера эти люди старались как можно скорее сделать карьеру, чтобы получить доступ к закрытой информации.
Менеджер одной из московских фирм Артем рассказывает о таких людях: «Они виртуозы-карьеристы, могут преуспеть в любой фирме. Как правило, они действительно похожи на разведчиков – невзрачной и незапоминающейся внешности, всегда держат себя в руках. Это только на первый взгляд кажется, что взрослые люди играют в “Зарницу”. На самом деле все гораздо серьезнее – в случае провала шпиона фирма, в которой он работает, может отказаться от него, как это бывает с разведчиками межгосударственного уровня».
Засечь невозможно
На службе у тех, кто посягает на чужие коммерческие тайны, есть и хакеры, потому что гораздо проще взломать компьютер конкурента, чем заслать своего сотрудника в штат фирмы. Также техника помогает и тем, кто любит подслушивать и подглядывать. Многие московские фирмы заключают договор на «еженедельное обследование офиса в целях обнаружения следящих устройств».
Сейчас обычный микрофон-передатчик может быть размером с монетку и находиться где угодно. К тому же если передача информации идет не по радиоволнам, а через специально проложенный кабель, то с помощью обычных детекторов отследить такое устройство сложно. Все равно многие бизнесмены уже привыкли носить с собой прибор размером с мобильный телефон, который на разной частоте проверяет наличие в помещении «прослушек».
С камерами дело обстоит примерно так же, но теперь объектив видеокамеры, обеспечивающей неплохое качество наблюдения, стал размером с булавочную головку. Найти его тоже сложно. Страшно, что часто охранные предприятия, нанятые для проверки и изъятия прослушивающих устройств в офисе какой-либо фирмы, работают одновременно и на ее конкурентов, прельстившись более крупным гонораром...
Почем нынче «уши»?
Купить и установить жучки можно самому. В интернете предлагают огромный выбор такого рода продукции. За относительно небольшие деньги (от 100 у. е.) можно заказать самые разные прослушивающие устройства. За 600–700 рублей можно купить радиомикрофон с батарейкой, у которого зона уверенного приема – 100 метров, а батарейки хватает на неделю. С помощью недорогого приемника можно прослушивать все разговоры в зоне действия микрофона.
Еще за 300 рублей умельцы замаскируют микрофоны под ручку или зажигалку, при этом ручкой можно также и писать. Примерно 600 рублей стоит жучок для телефонной линии. За 9000– 10 000 рублей можно приобрести комплекс «Телефонное ухо», который работает в любом помещении, где протянуты телефонные провода. Причем сам аппарат для работы комплекса необязателен. Такое прослушивающее устройство маскируют под телефонную розетку, найти его сложно. За 2000 рублей вам предложат специальный детектор, который определяет жучки, установленные в помещении.
Видеокамеру можно купить за 4000– 5000 рублей, примерно столько же обойдутся услуги специалиста по ее установке. Если придется делать это тайно, да еще с применением различных «специальных» навыков, то стоимость установки вырастет раз в десять. Также камеры сейчас встраивают в пуговицы, пачки сигарет, зажигалки... В общем, все, что вы видели в фильме про суперагентов, – правда.
С некоторых пор московские бизнесмены стали проводить деловые переговоры... в ресторанах. Все дело в том, что несколько предприятий питания в Москве теперь дают гарантию абсолютно безопасных переговоров. Эту практику ввели два бывших сотрудника спецслужб, открывших в центре города такой ресторан. Естественно, сотрудников подобных ресторанов проверяют, а в случае утечки информации проводят собственное расследование, чтобы выяснить, по чьей вине она произошла. Также бывшие сотрудники спецслужб обещают возмещение ущерба, если ресторан окажется виноват. Правда, они скромно заявляют, что такого еще не было.
Паранойя?
Сотрудникам московских фирм, в том числе и бухгалтерам, стоит быть внимательными. И не только чтобы не выдать случайно коммерческую тайну фирмы. Дело в другом. Очень часто телефонные переговоры сотрудников прослушивают службы безопасности своей же фирмы. Так начальство узнает общее настроение своих работников и прикидывает, кого понизить в звании, а кого и повысить...
Особое внимание уделяют бухгалтерии. Ведь это святая святых фирмы – ее сотрудники отвечают за финансы. Руководство узнает, как работает бухгалтерия, не воруют ли сотрудники деньги фирмы, нет ли у главбуха сговора с конкурентами. Параноиком становиться, пожалуй, не стоит, но нужно думать, что вы говорите и где.
Законная тайна
В тексте закона сказано: «Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». В Гражданском кодексе ничего не сказано о том, что такое информация, которая составляет коммерческую тайну. В федеральном законе эту ошибку исправили, указав, что коммерческой тайной может считаться научно-техническая, производственная, финансово-экономическая информация, которая имеет ценность только при условии, что она неизвестна третьим лицам.
Проще говоря, информация, составляющая коммерческую тайну, – это любая информация, ценная для ваших конкурентов. Если такие сведения появились, то их обладатель тут же должен ввести режим коммерческой тайны, используя любые меры, разрешенные законом. За нарушение режима коммерческой тайны и соответственно разглашение ценной информации можно попасть под уголовную ответственность. Такой исход будет ждать человека, использовавшего информацию, составляющую коммерческую тайну, в своих интересах. Сотрудник организации, болтающий много, но без злого умысла, нарвется на дисциплинарные наказания. А вот злоумышленника уже ждут неприятности посерьезнее – суд и тюрьма. Правда, пока в России еще никого не судили за разглашение коммерческой тайны. Такие проблемы принято решать, не вынося сор из избы. И не всегда законно.
Анна Сергеевна, бухгалтер московской фирмы:
– У нас довольно крупная компания, занимающаяся производством мебели. Мы вполне успешно конкурируем с другими участниками мебельного рынка. До сих пор у нашего руководства не было причин считать, что мы работаем недобросовестно. Естественно, при заключении трудового договора мы все подписали обязательство о неразглашении сведений, с которыми имеем дело по работе. Но вскоре хозяева компании начали проявлять беспокойство. Им показалось, что с финансами не все ладно. И началась достаточно «веселая» жизнь! Мы стали работать в состоянии тотального контроля. Нам было запрещено уносить документы для работы домой, копировать их с рабочих компьютеров и т. д. Телефонные разговоры прослушивала служба охраны, потому что, как нам объяснили, конкуренция в нашей отрасли велика и речь идет о больших деньгах. Последние несколько месяцев за нами ведется постоянное видеонаблюдение. Работать в таких условиях очень тяжело, помимо работы приходится сосредотачиваться еще и на том, чтобы не сказать чего-нибудь лишнего. К тому же установленная на самом видном месте видеокамера элементарно раздражает.
- Прослушивающими устройствами для наблюдения за сотрудниками пользуются:
- 82% банков
- 76% предприятий питания
- 30% предприятий торговли
- 19% небольших частных фирм
Начать дискуссию