Социальные пособия

Расчет пособий по больничным листам стал проще и логичнее

План семинара: 1. Когда за больничный лист, принесенный работником, не надо назначать пособие. 2. В средний заработок придется включать больше выплат.3. Особого внимания требуют выплаты, произведенные в 2009 году.4. Как рассчитать пособие, если сотрудница перешла из одного декрета в другой.5. Если больничные идут один за другим, можно платить из собственных средств только один раз.

Лектор семинара: О. А. Букина, А. Б. Погребс, Л. А. Котова, Т. А. Новикова, Е. В. Воробьева

План семинара:
1. Когда за больничный лист, принесенный работником, не надо назначать пособие.
2. В средний заработок придется включать больше выплат.
3. Особого внимания требуют выплаты, произведенные в 2009 году.
4. Как рассчитать пособие, если сотрудница перешла из одного декрета в другой.
5. Если больничные идут один за другим, можно платить из собственных средств только один раз.

В каких случаях больничный есть, а пособия нет.

С отменой ЕСН и переходом на уплату страховых взносов связаны изменения в алгоритме расчета пособий, выплачиваемых за счет ФСС РФ.

Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению этих алгоритмов, я хотела бы напомнить, что с 2010 года не возникает никаких противоречий между порядком формирования базы для начисления страховых взносов и правилами обязательного социального страхования. В частности, закон № 255 - ФЗ (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255 - ФЗ) не относит к числу застрахованных иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. При этом закон № 212 - ФЗ (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212 - ФЗ) предусматривает освобождение от обложения страховыми взносами любых выплат, производимых в пользу этой категории работников.

Таким образом, даже если иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, принесет листок нетрудоспособности, пособие ему не назначается и не выплачивается. При этом необходимо уточнить, что это в полной мере относится и к гражданам Республики Беларусь.

В прошлые годы существовала точка зрения, что работникам - белорусам можно выплачивать пособия, ведь между нашими государствами заключен соответствующий договор. ( Договор от 24 января 2006 г «О сотрудничестве в области социального обеспечения»)

Но данный договор распространяется только на лиц, проживающих на территориях договаривающихся сторон. Таким образом, никаких оснований для назначения пособий гражданам Белоруссии, временно пребывающим на территории Российской Федерации, нет.

Если же у работника - иностранца есть вид на жительство или разрешение на временное проживание в России, то правила назначения и выплаты ему пособий не отличаются от общеустановленных.

Кстати, иногда в выплате пособия приходится отказывать и российским гражданам. Например, пособие не назначается за дни нетрудоспособности, приходящиеся на дни учебного отпуска или отпуска без сохранения заработной платы.

Недавно я прочла статью, автор которой высказывает мнение о том, что работник имеет право получать пособие по временной нетрудоспособности в случае, когда дни болезни пришлись на дни отпуска без сохранения заработной платы. При этом основной аргумент автора сводится к тому, что отпуск за свой счет не является освобождением от работы. Считаю такой подход неверным.

Во - первых, он противоречит смыслу социального страхования: возместить (или хотя бы снизить) потерю заработка в случае временной нетрудоспособности. Если работник захотел взять отпуск без содержания, то значит, он сознательно отказался от получения зарплаты в этот период. И наступление болезни ничего не меняет, поскольку работник не несет потерь (нельзя потерять то, чего не было). А во - вторых, из статей 106 и 107 Трудового кодекса следует, что отпуск – это разновидность времени отдыха, в течение которого работник освобожден от исполнения трудовых обязанностей. Поэтому, как бы ни хотелось кому - то трактовать законы по - новому, работнику, заболевшему за время отпуска без сохранения заработной платы, пособие по нетрудоспособности не может быть назначено.

ПРОСТОЙ

Если дни нетрудоспособности совпали с днями простоя, то при назначении пособия важно учесть следующее. Если во время простоя работник должен находиться на рабочем месте, то в случае наступления нетрудоспособности ему полагается пособие в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата. То есть 2/3 среднего заработка или тарифной ставки. ( Статья 157 Трудового кодекса РФ)

Но не выше размера пособия, которое работник получал бы по общим правилам. Но если во время простоя он вправе не выходить на работу, то пособие по временной нетрудоспособности ему не назначается.

Алгоритм расчета пособий стал проще.

На мой взгляд, алгоритм расчета пособий в 2010 году стал проще и логичнее. 

ВИСОКОСНЫЙ ГОД

До 2010 года устанавливался предельный размер пособия за полный календарный месяц. Но поскольку количество дней в каждом месяце разное, то предельный размер дневного пособия был то больше (в феврале), то меньше (в январе, марте и т. д.). Получалось, что проболеть 10 дней в феврале «выгоднее», чем 10 дней в любом другом месяце. Кроме того, страховой стаж фактически не играл никакой роли, если средний заработок работника превышал 30 000 руб. 

С 2010 года применяется ограничение среднедневного заработка – 1136,99 руб. Эта сумма рассчитана путем деления предельного размера базы для начисления страховых взносов – 415 000 руб. ( Подробнее об основных правилах расчета пособий по новым правилам читайте в статье ФСС России разъяснил, как считать больничные и детские пособия в 2010 году). Кстати, также на 365 дней будет делиться предельный размер базы для начисления страховых взносов и в високосном году.

В средний заработок войдет больше выплат.

Частично изменяется в 2010 году и расчет среднедневного заработка для исчисления пособий.

Как и раньше, в расчет не включаются выплаты в размере среднего заработка (исключение сделано только для среднего заработка, сохраняемого за беременной женщиной в период перевода ее на легкий труд), пособия, а также любые компенсации – выплаты в денежной форме, которые возмещают работнику затраты, понесенные при исполнении трудовых обязанностей, а также иные выплаты, освобожденные от обложения страховыми взносами по статье 9 закона № 212 - ФЗ.

Но теперь помимо выплат, предусмотренных системой оплаты труда, в расчет пособий включаются социальные выплаты – материальная помощь, стоимость путевок, подарков и прочие, если они подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ. На мой взгляд, правильнее было бы говорить, что с 2010 года производится расчет не среднего заработка, а среднего размера базы для начисления страховых взносов.

Поэтому важно помнить, что перечень выплат, учитываемых в расчете пособий, шире того, который учитывается в расчете среднего заработка для оплаты отпусков, сохраняемого в период командировок и в других случаях, установленных Трудовым кодексом.

Выплаты, не облагавшиеся в 2009 году ЕСН, в расчет лучше не брать. 

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Текущий год является своеобразным переходным периодом: расчетный период, исходя из которого определяется средний заработок, будет включать несколько месяцев 2010 года и несколько месяцев 2009 года. 

Не вызывает сомнения, что в расчет среднего заработка войдут все социальные выплаты, начисленные в 2010 году и включенные в базу для обложения страховыми взносами. Но как быть с социальными выплатами, начисленными в 2009 году и не обложенными ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ? 

НА ПРАКТИКЕ

Приведу интересный пример из практики. Работница с окладом в 6000 руб. в месяц была в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В феврале 2010 года она прервала его, отработала два дня и оформила отпуск по беременности и родам. За отработанные дни ей была начислена зарплата 600 руб. и оказана материальная помощь в размере 10 000 руб. В каком размере будет начислено этой работнице пособие по беременности и родам? В базу для обложения страховыми взносами включаются 600 руб. зарплаты и 6000 руб. матпомощи (материальная помощь в части, не превышающей 4000 руб. в год, страховыми взносами не облагается). Среднедневной заработок рассчитывается путем деления суммы заработной платы и материальной помощи (6600 руб.) на два дня и составляет 3300 руб. Из них можно взять в расчет только 1136,99 руб. Эту сумму мы и умножаем на 140 календарных дней. Получается 159 178,60 руб. Именно такое пособие положено работнице, несмотря на то, что его размер превышает 26,5 оклада. Но если предположить, что перед уходом в отпуск по беременности и родам данная работница отработала два дня в декабре 2009 года (например, 30 и 31 декабря), то ЕСН были обложены только 600 руб. заработной платы, а материальная помощь полностью была освобождена от налогообложения. Итак, в ФСС РФ за 2009 год были уплачены 17,40 руб. (600 руб. × 2,9%). Неужели и в этом случае можно выплатить пособие в сумме 159 178,60 руб.? 

Если действительно можно, то почему ни в одном письме ФСС РФ или интервью чиновников фонда ни разу не прозвучали конкретные слова: в расчет пособий включаются все выплаты социального характера, в том числе начисленные в 2009 году и освобожденные от обложения ЕСН? Почему чиновники ограничивают свои разъяснения исключительно цитатой из пункта 2 статьи 14 закона № 255 - ФЗ?

Итак, до тех пор, пока ФСС РФ не даст официальных и четких разъяснений, я рекомендую не рисковать и включать в расчет только те выплаты, на которые в 2009 году начислялся единый социальный налог.

При расчете среднего заработка все равно иногда придется идти «назад».

В предыдущие годы действовало правило, по которому если в расчетном периоде (12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком), а также непосредственно перед наступлением этих событий не было фактически отработанных работником дней, то расчет среднего заработка нужно вести исходя из оклада или тарифной ставки, установленных в трудовом договоре. Но такой порядок не всегда приводил к «логичному» результату.

Предположим, работница ушла в отпуск по беременности и родам в феврале 2008 года. Расчетный период для исчисления пособия – с февраля 2007-го по январь 2008 года. В июле 2008 года сотрудница взяла отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период меняется: в него входят месяцы с июля 2007 года по июнь 2008-го. А если работница прерывает отпуск по уходу за ребенком и оформляет отпуск по беременности и родам еще раз, например в ноябре 2009 года, то пособие рассчитывается уже из оклада.

Но ведь может быть и такое, что за время ее отпусков оклад, соответствующий ее должности, вырос. И тогда пособие по беременности и родам, назначаемое в 2009 году, окажется больше, чем назначенное в первый раз. А разве это правильно, если учесть, что в ФСС РФ поступали взносы, исчисленные из того оклада, который был установлен работнице на момент ухода в самый первый отпуск?

Видимо, именно эта «нелогичность» и потребовала изменения правил определения расчетного периода. И с 2010 года пособие по второму страховому случаю будет рассчитываться из того же среднего заработка, что и первое. Это тогда, когда между первым и вторым страховыми случаями нет отработанных дней. ( Пункт 11 постановления Правительства РФ от 15 июня 2007 г № 375)

Итак, если вернуться к предыдущему примеру и предположить, что второй отпуск по беременности и родам начинается уже в 2010 году, то расчет пособия будет вестись не из оклада работницы, а из того среднего заработка, исходя из которого было рассчитано пособие по уходу за ребенком. Никакие изменения в размере оклада не повлияют на результаты расчета: в средний заработок попадут только те суммы, на которые начислялись взносы в ФСС РФ, то есть только «застрахованные» суммы. 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Из оклада средний заработок рассчитывается и в том случае, если компания реорганизовалась, пока сотрудник болел. Тогда работник автоматически переводится в компанию, которая является правопреемником реорганизованной. Но поскольку законом не предусмотрено право засчитывать пособие, произведенное другим страхователем, то работодатель посчитает средний заработок исходя из оклада или тарифной ставки, установленных в новом трудовом договоре. 

Компания платит сама пособие только за первые два дня нетрудоспособности.

Из прямого прочтения части 2 статьи 3 закона № 255 - ФЗ можно сделать однозначный вывод: работодатель за счет собственных средств оплачивает не любые два дня, а именно первые два дня нетрудоспособности.

Это важно, например, в том случае, когда работник приносит листок нетрудоспособности, согласно которому он обратился к врачу после полностью отработанного рабочего дня и при этом не захотел, чтобы в больничном дата освобождения от работы была со следующего календарного дня. А такая возможность у него есть по пункту 17 Порядка выдачи медицинскими учреждениями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 августа 2007 г. № 514.

Очевидно, что в таком случае за первый день нетрудоспособности пособие работнику не назначается, поскольку ему начисляется зарплата. И существует мнение, что работодатель обязан за счет своих средств выплатить пособие за второй и третий дни нетрудоспособности. Но ведь это противоречит тексту закона № 255 - ФЗ. Я считаю, что в рассматриваемой ситуации работодатель оплачивает пособие только за один день – второй день нетрудоспособности. А с третьего дня, несмотря ни на что, пособие платится за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Меня иногда спрашивают, а может, правильнее было бы попросить сотрудника переоформить больничный лист, чтобы он был открыт со следующего дня, когда работник уже фактически не находился на работе, раз такое право есть и у работника, и у врача? Но подчеркну, это именно право, а не обязанность. Листки нетрудоспособности, которые открыты в отработанный сотрудником день, вполне законны и не требуют переоформления.

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 6, 2010

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию