Учет в туризме

Охрана офиса турфирмы

Чтобы обеспечить порядок в офисе и не допустить хищения, турфирмы привлекают охранников. Однако законодательство жестко регламентирует, кто может оказывать охранные услуги. И турфирме нужно учесть эти требования…

Чтобы обеспечить порядок в офисе и не допустить хищения, турфирмы привлекают охранников. Однако законодательство жестко регламентирует, кто может оказывать охранные услуги. И турфирме нужно учесть эти требования…

НАНИМАЕМ ОХРАННИКОВ
Прежде всего необходимо отметить, что турфирма не может включить в свой штат должность «охранник» с последующим привлечением на нее физически крепких мужчин. Ведь законодательство содержит четкие указания на то, кто и при каких условиях может быть охранником.

Частные охранники
Чаще всего турфирмы обращаются к услугам частных охранников. Основу их правового статуса составляет Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — закон об охране). Целый ряд принципиальных изменений в этот закон, вступивших в силу с 1 января 2010 года, существенным образом повысил требования государства как к организациям, оказывающим частные охранные услуги, так и к самим частным охранникам.

Отметим, что статья 3 закона об охране содержит закрытый перечень охранных услуг, в числе которых следует выделить такие услуги, как:
— охрана объектов или имущества (в том числе при его транспортировке);
— охрана объектов или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны;
— обеспечение внутриобъектового и пропускного режима;
— защита жизни и здоровья граждан.

Физические лица, не являющиеся частными охранниками (равно как и юридические лица, не имеющие правового статуса частной охранной организации), оказывать охранные услуги не вправе! 

Турфирма, заинтересованная в привлечении охранников, должна обращаться в частную охранную организацию, имеющую соответствующую лицензию. Именно с ней заключается соответствующий договор. Причем закон об охране (ст. 9, 12) содержит целый ряд обязательных требований к содержанию такого договора. В частности, в нем должны быть указаны:
— сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии;
— вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания;
— стоимость услуг или порядок ее определения.

Также установлено (ст. 12 закона об охране), что к заключаемому договору должны прилагаться копии заверенных заказчиком (турфирмой) документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, которое будет охраняться. Другими словами, если турфирма арендует помещение, то к договору на оказание услуг должна быть приложена копия договора аренды. Если речь идет о собственном помещении — копии свидетельства о праве собственности и соответствующий договор, например купли-продажи.

Непосредственно охранные услуги оказывают частные охранники, которые являются работниками частной охранной организации. В соответствии со статьей 11.1 закона об охране право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. 

Если в офисе ведется видеонаблюдение
В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового или пропускного режимов персонал и посетители офиса турфирмы должны быть проинформированы об этом. Соответствующую информацию необходимо разместить на видном месте до входа на охраняемую территорию. Таковы требования статьи 12 закона об охране. 

Вневедомственная охрана
Своеобразной альтернативой частным охранным организациям (и частным охранникам) является вневедомственная охрана МВД России. Основу ее правового статуса составляет Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589).

В принципе ее задачи в случае охраны турфирм те же, что и при пользовании услугами частных охранников. Однако в силу своего статуса (подразделение органов внутренних дел) милицейская охрана обладает большими полномочиями, нежели частные охранные организации.

При этом вневедомственная охрана, так же как и частные охранные организации, может как непосредственно находиться в офисе турфирмы, так и осуществлять установку охранно-пожарной сигнализации, тревожных кнопок и реагировать на вызов.

Охрана собственными силами
Турфирма может попытаться обеспечить безопасность в офисе своими силами. Но при этом, как мы уже говорили в начале нашей статьи, она не может включить в штат должность «охранник». На практике функции охранников возлагаются на администраторов, вахтеров и т. п. В обязанности данных работников в первую очередь входит обеспечение пропускного режима в помещение и обеспечение сохранности имущества. Однако, формулируя в должностных инструкциях данных лиц их права и обязанности, не следует включать в них функции частных охранников. Ведь, если турфирма возлагает на свой персонал охранные функции, ее могут привлечь к ответственности за незаконное осуществление частной охранной деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях незаконное осуществление частной охранной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб. и на юридических лиц (в конкретном случае — на турфирму) — от 20 000 до 30 000 руб.

Кроме того, данные работники в отличие от тех же частных охранников не вправе применять специальные средства, например резиновые палки или наручники. Их действия при попытке несанкционированного проникновения в офис, по сути, должны рассматриваться с точки зрения необходимой обороны. По большому счету роль подобных работников в критических ситуациях сводится к оперативному вызову милиции.

Отражаем расходы в налоговом учете
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в состав прочих расходов, позволяющих уменьшить налогооблагаемую прибыль, включаются, в частности, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, приобретение услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной.

Аналогичные положения предусмотрены и в отношении организаций, применяющих «упрощенку» (с объектом налогообложения «доходы минус расходы»). Основание — подпункт 10 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Об этом же сказано в письме Минфина России от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/2/153.

Как было отмечено УФНС России по г. Москве, статьи 264 и 346.16 Налогового кодекса РФ предусматривают идентичные расходы по оплате охранных услуг (письмо от 25 октября 2005 г. № 18-12/3/78194).

Решетки на окнах
Статья 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, в том числе обязанность соблюдать требования пожарной безопасности. К их числу относятся и требования, предусмотренные Правилами пожарной безопасности в РФ (утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313). Данным документом установлено, что в зданиях (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов (п. 40). Поэтому турфирма, решившая поставить глухую решетку на окна, не только не сможет отнести затраты на ее установку к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль (или признать их при «упрощенке»), но и с большой долей вероятности будет иметь неприятности с органами пожарного надзора.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №6, июнь 2010 г.

Начать дискуссию