Игорный бизнес

Сегодня и вчера игорных заведений

Ежегодно представители игорного бизнеса со всей России собираются в Москве обсудить актуальные проблемы на международную конференцию «Современные тенденции формирования и развития игорного бизнеса как самостоятельной отрасли экономики России».

Ежегодно представители игорного бизнеса со всей России собираются в Москве обсудить актуальные проблемы на международную конференцию «Современные тенденции формирования и развития игорного бизнеса как самостоятельной отрасли экономики России».

Законодатели не дремлют

Автор отклоненного законопроекта «О деятельности игорных заведений» депутат Госдумы Игорь Динес отметил «убедительный рост игорного бизнеса, который сопоставим с ростом телекоммуникаций. Но в отличие от роста сетей мобильной связи или Интернет далеко не все считают успехи индустрии благоприятными для отрасли».

По мнению парламентария, «организация игорных заведений по целому ряду причин не может быть общедоступным видом деятельности. Это своего рода привилегия, созданная на жестких и понятных обществу условиях». Поэтому игорная деятельность должна подлежать обязательному государственному регулированию. Хотя любое ограничение должно быть разумным, учитывая ситуацию на рынке.

Несколько слов депутат сказал и об отклоненном законопроекте, который всколыхнул представителей игорного бизнеса. Любой закон должен приниматься своевременно и соответствовать реальным отношениям. Поэтому отказ Госдумы от дальнейшего рассмотрения законопроекта был связан с тем, что в редакцию второго чтения были внесены «спорные по сути и провокационные по содержанию предложения». А рынок, как в сфере производства игрового оборудования, так и в сфере организации игорных заведений, ушел далеко вперед. Именно поэтому спорные предложения в проекте остались, а его актуальность «падала с каждым месяцем».

Существенным недостатком организации работы над законопроектом Игорь Динес назвал «слабое участие региональных операторов, особенно российских производителей игорного оборудования». И хотя закон не приняли, проблемы остались.

Во-первых, проблема с лицензированием. Во-вторых, необходимо установить обязанность региональных и муниципальных властей согласовывать место расположения отдельных видов игорных заведений. В-третьих, следует контролировать экспансию крупнейших сетей в регионы.

Рассказал г-н Динес и о том, что следует ожидать отрасли в ближайшее время. Скорее всего будут ужесточены правила и условия рекламы игорных заведений, а также приняты специальные регламенты на игровое оборудование. К тому же некоторые региональные законодатели просят повысить ставки налога на игорный бизнес.

Игорный бизнес растет...

Борис Белоцерковский, президент группы компаний «Уникум», один из организаторов конференции, в своем выступлении дал оценку текущему состоянию российского игорного бизнеса и его стремительному росту. Причем этот рост осуществляется в основном за счет игровых автоматов.

Вместе с ростом увеличиваются и поступления в бюджет от этой отрасли. Общие поступления от налога на игорный бизнес ежегодно удваиваются. И если в 2002 году они составляли 2,4 миллиарда рублей, в 2003-м – 5,5, то сейчас уже около 10 миллиардов! Причем эти цифры только от прямого налога. Здесь не учитываются сопутствующие налоги (социальный, налог на прибыль и другие).

Г-н Белоцерковский рассказал и о текущем состоянии отрасли, отметив, что самые большие казино сконцентрированы в Москве и области. Помимо этого, первое место Москва занимает и по количеству автоматов. На 1000 человек здесь приходится 6,6 автомата. Для сравнения: в Санкт-Петербурге – 3,8, а в остальных регионах и того меньше – всего 0,9!

В своем выступлении Борис Белоцерковский выделил несколько проблем игорного бизнеса. Во-первых, для отрасли плохо, когда нет должного законодательного урегулирования деятельности игорных заведений.

Во-вторых, нет и новых правил лицензирования, что ведет к негативным ожиданиям и неопределенности со стороны операторов рынка.

В-третьих, неэффективный механизм сертификации оборудования делает операторов и добросовестных производителей и игроков незащищенными.

В-четвертых, необходимо создать компетентное учреждение, которое контролировало бы деятельность игорных заведений на федеральном уровне.

Налоговая все понимает, но...

Одним из выступающих был Анатолий Мельниченко, начальник бывшего управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам. Свою речь он начал с напоминания о том, что «теперь все полномочия по толкованию и разъяснению Налогового кодекса переданы Министерству финансов. Минфин утверждает также налоговые декларации и другие документы».

Он отметил, что игорный бизнес в основном развивается за счет увеличения количества игровых автоматов. Согласно статистике, за последние четыре года оно увеличилось более чем в пять раз, чего нельзя сказать о других объектах игорного бизнеса. Количество игровых столов уменьшается, а касс тотализатора и букмекерских контор постепенно сходит на нет. К примеру, за 2004 год плательщики отчитались всего за 75 столов, что в два раза меньше по сравнению с предыдущим годом.

Г-н Мельниченко напомнил, что с декабря представители игорного бизнеса сдают новую форму декларации, утвержденную приказом Минфина от 1 ноября 2004 г. № 97н. Сама декларация не сильно изменилась. В целом сократился титульный лист, а также порядок ее заполнения.

«У нас были претензии к формулировкам 29-й главы Налогового кодекса, – заметил Анатолий Мельниченко. – В некоторых вопросах мы так же, как и предприниматели, затрудняемся толковать закон». К примеру, в главе не прописаны вопросы с лицензированием. Поэтому зарегистрировать объект налогообложения можно вне зависимости от того, есть у предпринимателя лицензия или нет. Кстати, и уплачивать налог также необходимо вне зависимости от наличия лицензии. Самое главное для контролирующих органов – это то, что объект установлен и используется.

По словам г-на Мельниченко, «осуществлять контроль за этим видом деятельности тяжело». Поэтому налоговая служба активно контактирует с различными структурами. Например, с лицензирующими учреждениями для взаимообмена информацией. С недавних пор заинтересовалось указанной проблемой и правоохранительное ведомство. Хотя, сказал выступающий, и в налоговой службе есть информационная база, в которой зарегистрированы все автоматы, их номера, место установки. Эта программа должна облегчить контроль. В связи с этим он высказал надежду, что форма заявления о регистрации для предпринимателей, у которых большое количество игровых объектов в разных местах, будет пересмотрена.

Кстати

По статистике налогового учреждения, в бюджеты поступает около 70 процентов от общих поступлений от игровых автоматов и чуть менее 30 – от игровых столов. Средняя налоговая ставка по России за игровой стол – 50 000 рублей, за игровой автомат – 2000 рублей, а за букмекерскую кассу или кассу тотализатора – 48 000.

В Москве сейчас за игровой стол предприниматель платит 100 000 рублей, за автомат – 3750, а кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы – 100 000 рублей в месяц.

Светлана ЛАРИНА

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер», №1 2005 г.

Начать дискуссию