Новости ФНС

В налоговую - за разъяснениями и комфортом

Большая часть общения бухгалтера с контролирующими структурами приходится на налоговые органы. Поэтому правила взаимодействия в тандеме "бухгалтер - налоговый инспектор" всегда актуальны. Сегодня об этих правилах рассказывает заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу, советник налоговой службы РФ I ранга Елена Ивановна КАПЛИНА.

Большая часть общения бухгалтера с контролирующими структурами приходится на налоговые органы. Поэтому правила взаимодействия в тандеме "бухгалтер - налоговый инспектор" всегда актуальны. Сегодня об этих правилах рассказывает заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу, советник налоговой службы РФ I ранга Елена Ивановна КАПЛИНА.

- Елена Ивановна, учитывая, что теперь налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ, функции налоговых инспекций как-то изменились?

- Если кратко сформулировать основную функцию налоговых органов, то она заключатся в контроле за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой. И никаких изменений в ней, разумеется, не произошло и произойти не может. Возможно только расширение ряда функций подобно тому, как это происходило в последние годы. Нам, в частности, были переданы функции государственной регистрации юридических лиц, затем индивидуальных предпринимателей, а также функции уполномоченного органа по представлению государства в делах о банкротстве и процедурах банкротства. В настоящее время региональные управления и территориальные налоговые органы находятся в стадии реорганизации, связанной как раз с созданием Федеральной налоговой службы (ФНС России) в составе Минфина России. Пока о передаче нам каких-то дополнительных полномочий говорить рано.

- Скажется ли переподчинение налоговой службы на разъяснительной работе? Куда должны обращаться налогоплательщики со своими вопросами - как прежде в УФНС России или же в Комитет финансов Санкт-Петербурга?

- В Положении о Министерстве финансов РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, говорится о том, что министерство "осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок". ФНС России является составной частью министерства, следовательно, указанные выше требования распространяются и на нее. Поэтому разъяснительная работа с налогоплательщиками остается одной из наших основных задач. Однако тут важно подчеркнуть, что территориальные налоговые органы никогда не занимались толкованием законов и иных законодательных актов. УФНС России по Санкт-Петербургу по-прежнему будет давать письменные разъяснения о применении отдельных положений налогового законодательства в случаях, когда у нижестоящих налоговых органов или налогоплательщиков будут возникать какие-то вопросы. И в первую очередь это относится к региональному и местному законодательству.

Что касается разрешения конкретных ситуаций, то я советовала бы налогоплательщикам обращаться прежде всего в те инспекции, в которых они состоят на учете. Ведь именно там находятся их "налоговые досье", что позволяет давать квалифицированные разъяснения в кратчайшие сроки. В региональное управление целесообразно обращаться в тех случаях, когда ответ инспекции в чем-то не удовлетворил налогоплательщика или же решение его вопроса находится в компетенции вышестоящего налогового органа. Это можно сделать письменно, а можно получить необходимые разъяснения в нашем Информационном центр (Литейный пр., д. 53) в соответствии с графиком его работы. Ответы на вопросы общего характера налогоплательщику предоставят по справочному телефону: 272-01-88.

Многие вопросы могут быть сняты еще до обращения в инспекцию или управление. Такую возможность предоставляет сайт УФНС России по Санкт-Петербургу (www.r78.nalog.ru ,) и сайт ФНС России ( www.nalog.ru ). На них выложен огромный объем информации нормативного и разъяснительного характера.

- Давайте вернемся к тому, что Федеральная налоговая служба стала преемницей упраздненной Федеральной службы по банкротству. Как это отразилось на структуре и порядке работы УФНС России по Санкт-Петербургу?

- В целях реализации функций уполномоченного органа государства по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства в Управлении создан отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. В его состав вошли юристы, сотрудники налоговой службы, а также специалисты из упраздненной Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве). В настоящее время этот отдел представляет в судах интересы РФ по обязательным платежам, направляет требования в Арбитражный Суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области для включения задолженностей в реестр требований кредиторов. Он же участвует в собраниях кредиторов организаций, находящихся в процедуре банкротства.

- В прошлом году в свет вышел Регламент работы с налогоплательщиками. Он устанавливает, что в каждом налоговом органе должен быть организован эффективный ежедневный прием налогоплательщиков. То есть налоговый инспектор, ведущий прием, должен знать ответ на каждый вопрос?

- Из Регламента организации работы с налогоплательщиками вовсе не следует, что инспектор, в чьи функции входит отвечать на вопросы налогоплательщиков, должен знать буквально все. Да это и невозможно. Такой сотрудник обязан давать исчерпывающие ответы на вопросы общего характера. По остальным вопросам он должен подсказать посетителю, куда обратиться и что делать для получения соответствующей информации, причем не обязательно устной.

В инспекциях, например, есть различные стенды, информация на которых постоянно обновляется. Используются и такие способы информирования налогоплательщиков, как памятки, бесплатное распространение нашего ведомственного бюллетеня "Налоги и бизнес", а также других периодических изданий экономического характера, с которыми мы сотрудничаем.

Для начала я рекомендовала бы налогоплательщикам воспользоваться телефонной справочной службой. Таковые имеются во всех районных инспекциях. Ведь в абсолютном большинстве случаев нет необходимости посещать инспекцию. Даже если сотрудник, принявший телефонный звонок, не сможет сразу дать требуемые разъяснения, он либо переключит абонента на другого специалиста, либо договорится с позвонившим о времени повторного звонка, когда необходимые сведения будут в его распоряжении.

Иными словами, эффективность обслуживания налогоплательщиков достигается не за счет энциклопедических знаний конкретного инспектора, а целым комплексом сервисных услуг. Это позволяет удовлетворить самые разнообразные запросы налогоплательщиков.

- Во многих инспекциях уже созданы операционные залы. Что это дало налоговым инспекциям и налогоплательщикам? Какие планы по этому поводу существуют на ближайшее время?

- Очевидное преимущество операционных залов заключается в том, что налогоплательщик в пределах одного помещения может решить все возникшие у него вопросы за одно посещение инспекции. Вместо того, чтобы ходить от кабинета к кабинету, с этажа на этаж в поисках того или иного сотрудника, а разыскав его, мешать работе других инспекторов, находящихся в том же кабинете.

В идеале хотелось бы иметь операционные залы во всех без исключения инспекциях нашего города. К сожалению, пока мы все еще вынуждены использовать и кабинетную систему. Связано это с объективными причинами - отсутствием в ряде инспекций помещений, пригодных для создания операционных залов.

- Если налогоплательщик недоволен работой инспектора или считает, что его права нарушены, куда он может обратиться? Как разрешаются спорные ситуации?

- Хочу напомнить, что существует два способа разрешения конфликтов: административный и судебный. В первом случае налогоплательщик может обратиться со своими претензиями к непосредственному начальнику сотрудника, работа или поведение которого кажутся ему неудовлетворительными. Например, к начальнику отдела или его заместителю. Как правило, разрешить конфликт удается сразу. Конечно, налогоплательщик вправе апеллировать и к вышестоящим инстанциям - региональному управлению, Федеральной налоговой службе.

Что касается судебного варианта разрешения конфликтов, то его порядок регламентирован соответствующим законодательством Российской Федерации.

Беседовала
Екатерина Семенова

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию