Большая часть общения бухгалтера с контролирующими структурами приходится на налоговые органы. Поэтому правила взаимодействия в тандеме "бухгалтер - налоговый инспектор" всегда актуальны. Сегодня об этих правилах рассказывает заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу, советник налоговой службы РФ I ранга Елена Ивановна КАПЛИНА.
- Елена Ивановна, учитывая, что теперь налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ, функции налоговых инспекций как-то изменились?
- Если кратко сформулировать основную функцию налоговых органов, то она заключатся в контроле за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых Федеральной налоговой службой. И никаких изменений в ней, разумеется, не произошло и произойти не может. Возможно только расширение ряда функций подобно тому, как это происходило в последние годы. Нам, в частности, были переданы функции государственной регистрации юридических лиц, затем индивидуальных предпринимателей, а также функции уполномоченного органа по представлению государства в делах о банкротстве и процедурах банкротства. В настоящее время региональные управления и территориальные налоговые органы находятся в стадии реорганизации, связанной как раз с созданием Федеральной налоговой службы (ФНС России) в составе Минфина России. Пока о передаче нам каких-то дополнительных полномочий говорить рано.
- Скажется ли переподчинение налоговой службы на разъяснительной работе? Куда должны обращаться налогоплательщики со своими вопросами - как прежде в УФНС России или же в Комитет финансов Санкт-Петербурга?
- В Положении о Министерстве финансов РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, говорится о том, что министерство "осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок". ФНС России является составной частью министерства, следовательно, указанные выше требования распространяются и на нее. Поэтому разъяснительная работа с налогоплательщиками остается одной из наших основных задач. Однако тут важно подчеркнуть, что территориальные налоговые органы никогда не занимались толкованием законов и иных законодательных актов. УФНС России по Санкт-Петербургу по-прежнему будет давать письменные разъяснения о применении отдельных положений налогового законодательства в случаях, когда у нижестоящих налоговых органов или налогоплательщиков будут возникать какие-то вопросы. И в первую очередь это относится к региональному и местному законодательству.
Что касается разрешения конкретных ситуаций, то я советовала бы налогоплательщикам обращаться прежде всего в те инспекции, в которых они состоят на учете. Ведь именно там находятся их "налоговые досье", что позволяет давать квалифицированные разъяснения в кратчайшие сроки. В региональное управление целесообразно обращаться в тех случаях, когда ответ инспекции в чем-то не удовлетворил налогоплательщика или же решение его вопроса находится в компетенции вышестоящего налогового органа. Это можно сделать письменно, а можно получить необходимые разъяснения в нашем Информационном центр (Литейный пр., д. 53) в соответствии с графиком его работы. Ответы на вопросы общего характера налогоплательщику предоставят по справочному телефону: 272-01-88.
Многие вопросы могут быть сняты еще до обращения в инспекцию или управление. Такую возможность предоставляет сайт УФНС России по Санкт-Петербургу (www.r78.nalog.ru ,) и сайт ФНС России ( www.nalog.ru ). На них выложен огромный объем информации нормативного и разъяснительного характера.
- Давайте вернемся к тому, что Федеральная налоговая служба стала преемницей упраздненной Федеральной службы по банкротству. Как это отразилось на структуре и порядке работы УФНС России по Санкт-Петербургу?
- В целях реализации функций уполномоченного органа государства по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства в Управлении создан отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. В его состав вошли юристы, сотрудники налоговой службы, а также специалисты из упраздненной Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве). В настоящее время этот отдел представляет в судах интересы РФ по обязательным платежам, направляет требования в Арбитражный Суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области для включения задолженностей в реестр требований кредиторов. Он же участвует в собраниях кредиторов организаций, находящихся в процедуре банкротства.
- В прошлом году в свет вышел Регламент работы с налогоплательщиками. Он устанавливает, что в каждом налоговом органе должен быть организован эффективный ежедневный прием налогоплательщиков. То есть налоговый инспектор, ведущий прием, должен знать ответ на каждый вопрос?
- Из Регламента организации работы с налогоплательщиками вовсе не следует, что инспектор, в чьи функции входит отвечать на вопросы налогоплательщиков, должен знать буквально все. Да это и невозможно. Такой сотрудник обязан давать исчерпывающие ответы на вопросы общего характера. По остальным вопросам он должен подсказать посетителю, куда обратиться и что делать для получения соответствующей информации, причем не обязательно устной.
В инспекциях, например, есть различные стенды, информация на которых постоянно обновляется. Используются и такие способы информирования налогоплательщиков, как памятки, бесплатное распространение нашего ведомственного бюллетеня "Налоги и бизнес", а также других периодических изданий экономического характера, с которыми мы сотрудничаем.
Для начала я рекомендовала бы налогоплательщикам воспользоваться телефонной справочной службой. Таковые имеются во всех районных инспекциях. Ведь в абсолютном большинстве случаев нет необходимости посещать инспекцию. Даже если сотрудник, принявший телефонный звонок, не сможет сразу дать требуемые разъяснения, он либо переключит абонента на другого специалиста, либо договорится с позвонившим о времени повторного звонка, когда необходимые сведения будут в его распоряжении.
Иными словами, эффективность обслуживания налогоплательщиков достигается не за счет энциклопедических знаний конкретного инспектора, а целым комплексом сервисных услуг. Это позволяет удовлетворить самые разнообразные запросы налогоплательщиков.
- Во многих инспекциях уже созданы операционные залы. Что это дало налоговым инспекциям и налогоплательщикам? Какие планы по этому поводу существуют на ближайшее время?
- Очевидное преимущество операционных залов заключается в том, что налогоплательщик в пределах одного помещения может решить все возникшие у него вопросы за одно посещение инспекции. Вместо того, чтобы ходить от кабинета к кабинету, с этажа на этаж в поисках того или иного сотрудника, а разыскав его, мешать работе других инспекторов, находящихся в том же кабинете.
В идеале хотелось бы иметь операционные залы во всех без исключения инспекциях нашего города. К сожалению, пока мы все еще вынуждены использовать и кабинетную систему. Связано это с объективными причинами - отсутствием в ряде инспекций помещений, пригодных для создания операционных залов.
- Если налогоплательщик недоволен работой инспектора или считает, что его права нарушены, куда он может обратиться? Как разрешаются спорные ситуации?
- Хочу напомнить, что существует два способа разрешения конфликтов: административный и судебный. В первом случае налогоплательщик может обратиться со своими претензиями к непосредственному начальнику сотрудника, работа или поведение которого кажутся ему неудовлетворительными. Например, к начальнику отдела или его заместителю. Как правило, разрешить конфликт удается сразу. Конечно, налогоплательщик вправе апеллировать и к вышестоящим инстанциям - региональному управлению, Федеральной налоговой службе.
Что касается судебного варианта разрешения конфликтов, то его порядок регламентирован соответствующим законодательством Российской Федерации.
Беседовала
Екатерина Семенова
Начать дискуссию