В 1864 г. в России произошла одна из самых знаменательных не только для нашей страны, но и для всего мира реформа - судебная. В результате впервые в нашей стране был введен бессословный суд и институт присяжных заседателей. Но и сейчас, спустя почти 150 лет, вопрос о суде присяжных вызывает бесконечные споры.
Одним из этапов этого спора стало решение КС РФ от 19 апреля 2010 г. о конституционности изменений Уголовно-процессуального кодекса, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму"(1). Этим Законом из под юрисдикции суда присяжных были выведены уголовные дела о терроризме и их рассмотрение было передано коллегии из трех профессиональных судей. Конституционность именно этого Закона и рассматривалась в Конституционном Суде. В итоге Суд признал этот Закон не противоречащим Конституции России.
Основным аргументом в обоснование этого решения в изложении Председателя КС РФ В.Д. Зорькина является то обстоятельство, что присяжных можно запугать, а у профессионального судьи чувство страха "атрофируется"(2). Во-первых, подобная аргументация вызывает справедливые сомнения. Чем это отличается профессиональный судья от присяжных с точки зрения личностных и психических качеств, что его нельзя запугать? Как показывают недавние события – убийство судьи Э. Чувашова - именно эта категория судей чаще оказывается объектом мести и устрашения, нежели присяжные заседатели. Нельзя не согласиться с адвокатом А. Савицкой, что на двенадцать присяжных, наоборот, более сложно оказывать давление, чем на одного судью.
На самом деле причина законодательных изменений совсем в другом. Авторы поправок в УПК депутаты В. Васильев и М. Гришанков приводят такую статистику: в 2005 г. из 26 уголовных дел по делам о совершении террористических актов, рассмотренных присяжными на Северном Кавказе, по 12 были вынесены оправдательные приговоры. Далее приводятся ссылки на специфику кавказского региона, рассуждения о том, что присяжные не могут вынести обвинительный вердикт в отношении преступника, принадлежащего к тому же тейпу и т.п.
На самом деле любой регион нашей страны имеет свою специфику. И следуя логике законодателей, если вынести на суд московских присяжных дело о недавнем покушении в метро, то они обязательно вынесут обвинительный вердикт. Однако факты говорят о другом. Присяжные из Москвы дважды выносили оправдательное решение в отношении лиц, выходцев с Кавказа, обвинявшихся в убийстве журналиста А. Политковской. На самом деле причина – в качестве расследования и судебного следствия, которые в нашей стране, особенно в делах о совершении террористических актов, оставляют желать много лучшего. Зато неудовлетворительное качество можно с успехом заменить рассмотрением дела коллегией из трех профессиональных судей, которым можно "заказать" приговор, превратив их по меткому выражению судьи Конституционного Суда В. Ярославцева в "особый уголовный суд", которому можно заранее дать заказ. С присяжными заседателями так поступить невозможно.
Теперь вернемся к анализу рассматриваемого решения КС РФ. И прежде всего зададимся вопросом: если Конституция в отдельных случаях не регламентирует деталей тех или иных правоотношений, а содержит отсылочные нормы к федеральному законодательству, означает ли это, что законодатель может по своему усмотрению менять закон как в сторону либерализации, так и в сторону ужесточения? Полагаю, что нет. Если в развитие конституционной нормы принят ранее не действовавший закон, то ужесточить его требования в последующем можно только в случае изменения обстоятельств, прямо предусмотренных самой Конституцией. В этом, на мой взгляд, смысл правового, конституционного, демократического государства(3).
Речь идет о том, что если после вступления в силу Конституции, устанавливающей право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47), а затем в Уголовно-процессуальный кодекс от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (4) была внесена ст. 30 и глава 42 об объеме юрисдикции суда присяжных, то эти нормы должны меняться на основании, прямо предусмотренном самой Конституцией.
Что же принципиально изменилось в стране в целом, после завершения в ней формирования судов присяжных (последний создан в Чечне)? Только одно - в Чеченской Республике отменен режим контртеррористической операции. Значит, ситуация улучшилась! Почему же часть граждан России (лица, подозреваемые в совершении террористических действий) лишена своего конституционного права - права на суд присяжных (ст. 47)? К тому же Конституция ясно гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" (ч.2 ст. 55). А часть 3 ст. 56 прямо запрещает ограничивать право на суд присяжных даже в условиях введения чрезвычайного положения.
Принятие Конституционным Судом подобного решения, на мой взгляд, означает очередное наступление на юрисдикцию суда присяжных. В истории нашей страны это уже было: когда присяжные оправдали В. Засулич после совершения ею покушения на генерал-губернатора Ф.Ф. Трепова, число составов преступлений, подпадающих под их поле деятельности, было существенно сокращено. После этого наступил контрреволюционный террор, ответом на который была серия бунтов и революция, уничтожившая ненавистный государственный режим.
Автор далек от такой аналогии, но хотелось бы напомнить, что сокращение юрисдикции судов присяжных – это очередное наступление на конституционные права человека – право на участие в правосудии (ч. 5 ст. 32), что также представляется недопустимым по изложенным выше основаниям. На мой взгляд, сначала законодатель, а затем и КС РФ пошли на поводу у спецслужб. А эффективность их деятельности можно оценить по стремительно растущему числу терактов, совершаемых как на Кавказе, так и в иных регионах России.
1. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 1. Ст. 29.
2. Закатнова А. Право на присяжных//Российская газета. 2010 20 апреля. N 83(5162) С. 2.
Начать дискуссию