Новые положения в применении ККМ
Начиная с 1 января 2003 года на ККМ введены электронные контрольные защищенные ленты (далее - ЭКЛЗ). Основанием для этого послужил протокол заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК) по контрольно-кассовым машинам от 25.06.02 №4/69-2002.
Мария ЕГОРОВА
Авторский коллектив ВГНА МНС России
Начиная с 1 января 2003 года на ККМ введены электронные контрольные защищенные ленты (далее - ЭКЛЗ). Основанием для этого послужил протокол заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии (ГМЭК) по контрольно-кассовым машинам от 25.06.02 №4/69-2002.
ЭКЛЗ представляет собой устройство, которое препятствует коррекции данных, а также обеспечивает долговременное энергозависимое хранение информации, необходимой для правильного исчисления налогов. Наличие таких лент позволяет с помощью ключа ЭКЛЗ (индивидуального для каждой ЭКЛЗ числа, на основе которого производится формирование контрольной суммы документа) установить правильность фискального документа, а также получить данные по нему, включая обобщенные отчеты по заданному периоду.
Регистрация и порядок использования
Условия регистрации ККМ остались прежними: кассы должны быть зарегистрированы в налоговых инспекциях по месту регистрации организации или ПБОЮЛа и обслуживаться в центрах технического обслуживания ККМ.
Но ККМ, внесенные в Государственный реестр до 1 июля 2002 года и находящиеся у пользователей, подлежат обязательному переоборудованию в целях обеспечения возможности функционирования в них ЭКЛЗ в следующих случаях:
если их перерегистрация в налоговых органах производится после 1 января 2003 года вследствие продажи ККМ другим пользователям, изменения организационно-правовой формы предприятия и по другим причинам;
по решению КМЭК, если выявлены заложенные в соответствующей модели (версии модели) ККМ технические возможности искажения фискальных данных;
по решению органов исполнительной власти субъектов РФ, согласованному с Государственной комиссией, по отдельным моделям (версиям моделей) кассовых аппаратов в целях получения положительного социально-экономического эффекта в регионе.
Начиная с 1 июля 2002 года было прекращено внесение в Госреестр ККМ, в которых не существует возможности для функционирования ЭКЛЗ. С 1 января 2003 года для таких машин не будут продлеваться сроки нахождения в Госреестре. С этой же даты налоговые органы не будут принимать к регистрации ККМ без ЭКЛЗ.
ККМ, зарегистрированные до 1 января 2003 года (если по ним не будут приняты иные решения), могут применяться в течение нормативного срока амортизации, и по желанию пользователя могут быть доработаны до соответствия эталонным версиям моделей, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ и которые включены в Госреестр.
Требований по использованию ККМ стало больше. Во-первых, кассы должны быть не только исправными и опломбированными, но и оснащены средствами визуального контроля 2003 года. Во-вторых, владелец ККМ обязан беспрепятственно допускать к ККМ сотрудников налоговых инспекций, налоговой полиции и ЦТО, которые смогут получать сведения и документы по всем вопросам, возникшим у них в ходе проверки применения ККМ. В-третьих, продажа ККМ с уже активизированной ЭКЛЗ не допускается.
Помимо этого, пользователи ККМ должны обеспечить сохранность ЭКЛЗ в течении 5 лет с момента снятия с ККМ. Планируется, что ЗКЛЗ будет устанавливаться не чаще 1 раза в год, причем затраты по ее установлению будут входить в стоимость ККМ. Замена ЭКЛЗ проводится только ЦТО и только по завершению установленного срока эксплуатации, при заполнении ЭКЛЗ, при перерегистрации ККМ в налоговом органе и, наконец, при неисправности ЭКЛЗ. Любые действия по их ремонту не допускаются.
Отличительные признаки новых ККМ
Все ККМ с ЭКЛЗ должны иметь средства визуального контроля, которые представляют собой голограммы "Государственный реестр" года выпуска или года переоборудования ККМ, а также с датой "2003" и последующих годов. ККМ, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должны быть оснащены лишь голограммой "Государственный реестр" с датой 2003 года.
Еще одним отличительным признаком является наличие специального буквенного обозначения "К" в наименовании ККМ. Новые ККМ (кстати, теперь правильнее применять новую аббревиатуру "ККТ", т. е. контрольно-кассовая техника) должны иметь паспорт версии с буквенным обозначением "ЭКЛЗ" в "поле дисплея" паспорта, к которым прилагается установленной формы бланк для учета ЭКЛЗ. Каждая ЭКЛЗ имеет свой регистрационный номер, который также вносится в паспорт версии модели соответствующей ККМ. При этом на переоборудованные ККМ будут выдаваться новые паспорта версий моделей, на которые распространяться новые сроки их использования согласно Госреестру.
Обязанности ЦТО
Помимо прочего, в обязанности ЦТО входит удаление с ККМ лишних средств визуального контроля при сохранении товарного вида машины. Поскольку за переоборудование и оснащение ККМ ЭКЛЗ отвечают центры технического обслуживания, то они в короткий срок должны были изучить не только Протокол со всеми приложениями, инструкции по установлению и применению ЭКЛЗ, но и информацию, предоставляемую заявителями.
В связи с письмом МНС России от 27.05.02 № 06-05-06/591, заявители, генеральные поставщики ККМ должны строго контролировать деятельность центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин, с которыми заключены соответствующие договоры, с целью недопущения правонарушений со стороны сотрудников ЦТО.
Вполне возможно, что вскоре Российской ассоциацией центров технического обслуживания ККМ даже будет разработан комплекс мер по предупреждению правонарушений в сфере технического обслуживания ККМ.
Новые возможности
В чем отличие ККТ (ККМ с ЭКЛЗ) от традиционных контрольно-кассовых машин? Использование ЭКЛЗ обеспечивает формирование отчетов по закрытиям смен в заданном интервале дат, а также в заданном диапазоне номеров смен. Также появляется возможность получить информацию об итогах смены по номеру смены, об итогах активизации, а также необходимый документ по номеру КПК (непрерывно нарастающему порядковому номеру операции формирования контрольной суммы документа) и контрольную ленту по номеру смены.
Имеются возможности:
вывода как краткого отчета, содержащего только суммарные итоги по запросу, так и полного, содержащего всю информацию по запросу;
прекращения печати отчета до его завершения;
аннулирования незавершенного документа.
ККМ обеспечивает вывод на индикацию и/или печать сообщений о неисправности ЭКЛЗ. При заполнении ЭКЛЗ на 90% или при истечении срока эксплуатации отчет закрытия смены открывается соответствующим сообщением.
Правда, следует учесть тот факт, что голограмма стоит примерно 1200 руб., а ЭКЛЗ вообще станет в копеечку: каждая лента обойдется примерно в 100 долларов. Эти затраты придется отражать в учете как модернизацию ККМ.
Контроль за функционированием ККМ
Наличие ЭКЛЗ подтверждается, во-первых, визуально (наличие голограммы), а во-вторых, сверкой регистрационного номера ЭКЛЗ с номером, указанным последним в паспорте версии ККМ.
Контроль за функционированием ККМ осуществляется посредством контрольной закупки с последующей сверкой оформленного фискального документа с его данными, зарегистрированными в ЭКЛЗ. Документ считается верным, если его итог, дата, время его оформления, код кассира, заводской номер ККМ, регистрационный номер ЭКЛЗ, номер и значение КПК совпали на документе и распечатке его из ЭКЛЗ.
При контроле применения ККМ с ЭКЛЗ, как и раньше, происходит сверка отчета закрытия смены, зафиксированного в книге кассира-операциониста. Однако такая проверка может быть выполнена и вне ККМ с помощью специального программного обеспечения, которым наделена любая ЭКЛЗ, при подключении ее к персональному компьютеру. Таким же образом может контролироваться корректность КПК (совокупности параметров значения и номера криптографического проверочного кода).
Специальные марки-пломбы
До тех пор, пока все ККМ не будут оснащены ЭКЛЗ, предполагается использовать специальные марки-пломбы, которые представляют собой самоклеющиеся пломбы, произведенные на Госзнаке. Согласно протоколу ГМЭК № 2/67-2002, до 1 января 2004 года разрешено "экспериментальное использование дополнительных самоклеящихся пломб в Москве и Санкт-Петербурге". Так, по словам и. о. начальника отдела оперативного контроля и применения ККМ УМНС России по г. Москве М. Цукаревой, предприятиям не придется возить с этой целью свои аппараты в ЦТО или инспекцию. Опломбированием касс будут заниматься сотрудники ЦТО во время профилактического осмотра на местах. Не исключено, что эта акция будет осуществляться не столько для усиления контроля, сколько для пополнения бюджетов субъектов РФ. Однако насколько это мероприятие осуществимо пока не известно.
Административные правонарушения
Не разъясненным остается вопрос, кто несет ответственность, скажем, за непереоборудование ККМ в определенные сроки. Например, датой регистрации ККМ является 1 февраля 2003 года, ЦТО еще не установил ЭКЛЗ, в то же время с 1 января 2003 года ККМ без ЭКЛЗ к регистрации не принимаются. Как должна поступить организация?
Будет ли применение ККМ без ЭКЛЗ в случае ее заполнения или аварии рассматриваться как неприменение ККМ с последующим привлечением к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ? В таком случае согласно Протоколу №4/69-2002 ККМ блокирует выполнение всех функций, исключая тест целостности архива, прекращение оформления документа, завершение оформления документа, закрытие смены и архива, формирование отчетов. Таким образом, и в КоАП РФ, так и в законе о применении ККМ эти вопросы остаются открытыми.
Правда, новый КоАП РФ внес ряд изменений, направленных на ужесточение контроля и увеличение ответственности пользователей ККМ. Так, организациям или предпринимателям, которые не применяют ККМ при расчетах с покупателями, придется заплатить штраф в сумме от 30 до 40 тыс. руб. Некоторые полагают, что штрафы по статье 14.5 могут взиматься только в случае действительного не применения ККМ. Однако МНС России считает по-другому. В письме от 14.08.02 № АС-6-06/1243 налоговое ведомство сообщает, что к неприменению ККМ приравниваются следующие действия:
применение незарегистрированных в налоговых органах ККМ;
применение неисправных ККМ;
применение ККМ, которые не соответствуют техническим требованиям, не допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, не имеют прикладных программ, допущенных Комиссией к использованию с конкретной моделью ККМ (в случаях, установленных Комиссией), не оснащены средствами визуального контроля, не находятся на техническом обслуживании в ЦТО (подп. "б" - "д" п. 7 постановления Правительства РФ от 07.08.98 № 904);
использование ККМ для расчетов, на которых либо отсутствует, либо повреждена пломба ЦТО, а также на которых отсутствует маркировка предприятия-изготовителя;
применение ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
невыдача организацией, включенной в перечень, утвержденный постановлением № 904, клиентам документов строгой отчетности.
Что касается бланков строгой отчетности, то по этому вопросу было достаточно много судебных разбирательств, и арбитражные суды в последние годы часто вставали на сторону налогоплательщиков.
Например, Минфин России по согласованию с ГМЭК утвердил ряд бланков строгой отчетности только тех для организаций, которые включены в перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения ККМ. Заинтересованные ведомства, отдельные организации и ПБОЮЛ вправе обратиться в Минфин с частным запросом по представлению документов строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. В случае положительного ответа, такие организации имеют право не применять ККМ.
Правда, имели место ситуации, в которых представители некоторых налоговых ведомств требовали от вышеуказанных организаций прекращения использования бланков строгой отчетности и обязательного применения ККМ. Арбитражные суды оставались равнодушны к таким требованиям (см., например постановления ФАС Северо-западного округа от 23.01.02 № А05-9328/01-476/11, ФАС Уральского округа от 06.06.2000 № Ф09-514/2000-АК, ФАС Дальневосточного округа от 18.05.2000 № Ф03-А04/00-2/737).
Начать дискуссию