Как показывает практика, многие учебные заведения практикуют дистанционный способ обучения. Он позволяет значительно снизить затраты вуза на образовательную деятельность, а также привлечь студентов из разных регионов. В таком случае необходимо знать не только, как его организовать, но и как правильно отразить расходы.
Уточним основные правила
Учебные заведения вправе использовать для обучения дистанционные образовательные технологии. Это следует из подпункта 5 пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». То есть технологии, которые в основном реализуются с применением информационных и телекоммуникационных методик при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.
Цель такого вида обучения – предоставить обучающимся возможность освоения образовательных программ непосредственно по месту их пребывания.
При использовании системы дистанционного образования создаются равные возможности для обучения всех людей – как полностью здоровых, так и имеющих ограниченную трудоспособность. Особые требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов (оборудование, программное обеспечение, техническое обслуживание) приведены в приказе Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. № 341 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525». Общий порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобразования России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Этим документом определен как объем полномочий учебного заведения, так и круг обязанностей.
Цель такого вида обучения – предоставить обучающимся возможность освоения образовательных программ непосредственно по месту их пребывания.
При использовании системы дистанционного образования создаются равные возможности для обучения всех людей – как полностью здоровых, так и имеющих ограниченную трудоспособность. Особые требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов (оборудование, программное обеспечение, техническое обслуживание) приведены в приказе Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. № 341 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525». Общий порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Минобразования России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Этим документом определен как объем полномочий учебного заведения, так и круг обязанностей.
Полномочия учебных заведений
В соответствии с Порядком использования дистанционных образовательных технологий учебные заведения наделены рядом полномочий. К числу таковых относятся:
– право использования дистанционного обучения при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании;
– право использования дистанционного обучения при проведении учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся;
– возможность проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при дистанционном обучении;
– право вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
– право на осуществление организационного и методического взаимодействия с педагогическими работниками в процессе использования дистанционных образовательных технологий, в том числе с работниками, проживающими вне местонахождения образовательного учреждения (филиала), с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
– право использования дистанционного обучения при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании;
– право использования дистанционного обучения при проведении учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся;
– возможность проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при дистанционном обучении;
– право вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
– право на осуществление организационного и методического взаимодействия с педагогическими работниками в процессе использования дистанционных образовательных технологий, в том числе с работниками, проживающими вне местонахождения образовательного учреждения (филиала), с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
Обязанности учебных заведений
Наряду с правами у образовательных учреждений возникают следующие обязанности:
– обеспечение наличия в штате учреждения руководящих работников, педагогических работников и работников, относящихся к учебно-вспомогательному персоналу, имеющих соответствующий уровень подготовки;
– обеспечение наличия специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий;
– обеспечение наличия системы повышения квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в области использования дистанционных образовательных технологий;
– сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе;
– обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;
– учет требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых при предоставлении дополнительного профессионального образования по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты;
– обеспечение наличия специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий;
– обеспечение наличия системы повышения квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала в области использования дистанционных образовательных технологий;
– сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе;
– обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы;
– учет требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых при предоставлении дополнительного профессионального образования по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты;
Государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
– установление порядка и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам;
– предоставление обучающимся возможности получения учебно-методической помощи, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
– предоставление обучающимся возможности получения учебно-методической помощи, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Формы обучения
Исходя из сложившейся практики, дистанционное обучение реализуют с помощью компьютерных телекоммуникаций. Одна из форм занятий – чат-занятия. Они ведутся с использованием чат-технологий и проводятся синхронно. То есть все обучающиеся имеют одновременный доступ к соответствующему чату.
Наравне с этим используются веб-занятия. Таковыми являются дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и прочих возможностей интернета. Для таких занятий используются специальные форумы. Они работают с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
Еще один вид занятий – телеконференция. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
Наравне с этим используются веб-занятия. Таковыми являются дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и прочих возможностей интернета. Для таких занятий используются специальные форумы. Они работают с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
Еще один вид занятий – телеконференция. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
Договор на платное обучение
Государственным и муниципальным учреждениям общего образования разрешается вести платную деятельность только в области предоставления дополнительных образовательных услуг (специальные курсы, репетиторство и т. п.).
Высшим же учебным заведениям разрешается осуществлять платную деятельность не только в области дополнительных услуг, но и в области основного образования по государственным образовательным стандартам.
Использование дистанционных образовательных технологий при предоставлении образовательных услуг (обязательства учреждения, процедура обучения) должно быть отражено в договоре на оказание образовательных услуг.
Данные сведения относятся к такому обязательному условию договора, как «другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг». Это предусмотрено подпунктом «д» пункта 14 постановления Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
Высшим же учебным заведениям разрешается осуществлять платную деятельность не только в области дополнительных услуг, но и в области основного образования по государственным образовательным стандартам.
Использование дистанционных образовательных технологий при предоставлении образовательных услуг (обязательства учреждения, процедура обучения) должно быть отражено в договоре на оказание образовательных услуг.
Данные сведения относятся к такому обязательному условию договора, как «другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг». Это предусмотрено подпунктом «д» пункта 14 постановления Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
Организуем бухгалтерский учет
Расходы на организацию системы дистанционного обучения могут производиться как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников.
Рассмотрим основные расходы на организацию и осуществление дистанционного обучения и порядок их бухгалтерского учета:
Синтетический учет расчетов с поставщиками и иными организациями за оказанные услуги ведется в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), аналитический учет расчетов – в карточках учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе поставщиков и иных организаций, а в случае необходимости – в разрезе заключенных договоров (государственных контрактов).
Важно запомнить
Дистанционное обучение можно использовать практически при всех предусмотренных законодательством формах получения образования. Например, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий. В рамках дистанционного обучения возможна итоговая и промежуточная аттестация. При этом основная статья затрат будет связана с приобретением и обслуживанием систем дистанционного обучения и сопутствующих расходов.
Рассмотрим основные расходы на организацию и осуществление дистанционного обучения и порядок их бухгалтерского учета:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражены расходы по приобретению системы дистанционного обучения (это может быть одна компьютерная программа или же комплекс из нескольких программ) |
401 01 226
«Расходы на прочие работы, услуги» |
302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг» |
Отражены расходы по оплате интернет-услуг (трафика), почтовые расходы |
401 01 221
«Расходы на услуги связи» |
302 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате услуг связи» |
Отражены расходы, связанные с установкой, настройкой и технической поддержкой системы дистанционного обучения |
401 01 226
«Расходы на прочие работы, услуги» |
302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг» |
Оплачены выполненные работы (оказанные услуги) (за счет бюджетных средств) |
302 ХХ 830
<Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками> |
304 05 000
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами» |
Оплачены выполненные работы (оказанные услуги) (за счет средств от приносящей доход деятельности) (Одновременно выбытие денежных средств отражают по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов» по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ) |
302 ХХ 830
<Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками> |
201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения со счетов» |
Приобретен компьютер-сервер для установки на него системы дистанционного обучения, к которой пользователи подключаются через интернет |
106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства» |
302 19 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» |
Принят к учету компьютер-сервер по сформированной стоимости |
101 04 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования» |
106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства» |
Синтетический учет расчетов с поставщиками и иными организациями за оказанные услуги ведется в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), аналитический учет расчетов – в карточках учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе поставщиков и иных организаций, а в случае необходимости – в разрезе заключенных договоров (государственных контрактов).
Важно запомнить
Дистанционное обучение можно использовать практически при всех предусмотренных законодательством формах получения образования. Например, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий. В рамках дистанционного обучения возможна итоговая и промежуточная аттестация. При этом основная статья затрат будет связана с приобретением и обслуживанием систем дистанционного обучения и сопутствующих расходов.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №7, июль 2010 г.
Начать дискуссию