Тема повышения пенсионного возраста в последние годы звучит часто. Преимущественно как лозунг на митинге – дескать, не допустим. А что, если разобраться с цифрами и фактами?
Боливар не вытянет двоих
Тем, кто верстает госрасходы, цифры внушают опасения. За три последних года правительство бросило огромные бюджетные средства на то, чтобы довести так называемый коэффициент замещения - соотношение средней пенсии и зарплаты – до 40%, рекомендованных Международной организацией труда. «Это сотношение в России к 2007 году оказалось самым низким в Европе – менее 25%, - говорит президент центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. – Решить проблему удалось быстро и весьма радикально. Отчасти эти затраты были компенсированы повышением ставки страховых взносов, но как бы то ни было, расходы пенсионной системы сейчас приближаются к 10% ВВП».
По данным Росстата, на начало 2009 года трудоспособного населения в России насчитывалось 90,7 миллиона человек. Демографические тенденции позволяют предположить, что к концу 2030 года эта цифра уменьшится до 76,5 миллиона. Граждан в пенсионном возрасте (текущем), наоборот, прибавится: сейчас их 30 миллионов, будет 40.
Если сейчас на одного пенсионера приходится три человека в работоспособном возрасте, то к 2030 году соотношение будет почти один к одному. Это только формальный показатель возраста, а если учитывать только тех, кто реально платит налоги, то ситуация еще хуже. «Уже сейчас на 1 пенсионера приходится всего 1,28 платящего, - утверждает научный руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при Правительстве РФ Евсей Гурвич.- В этом мы сильно отличаемся в худшую сторону от многих стран».
«А пенсионная система у нас, между тем, как и в большинстве других стран, смешанная, - замечает Гурвич. - И распределительная, основанная на солидарности поколений (когда нынешние работники своими взносами кормят нынешних же пенсионеров), и накопительная, когда работник сам откладывает себе на будущую пенсию. Но несмотря на все попытки реформ, настоящие изменения заметны прежде всего в одном. За девять последних лет пенсии выросли в реальном выражении больше чем в три раза. В 2010 году они будут проиндексированы на 45% - но лишь 37% из суммы пенсии обеспечивается пенсионными взносами. Остальные 63% - это прямые дотации из госбюджета».
Срочно улучшать накопление
Вывод простой – в нынешнем состоянии пенсионная система медленно катится к своему краху, и власти готовятся принимать меры. В Минфине подготовлен проект постепенного, начиная с 2015 года, повышения пенсионного возраста до 62 лет – как для мужчин, так и для женщин. Каждый год планку выхода на пенсию планируется поднимать на 6 месяцев, в итоге переход к новой системе для мужчин составит пять лет, а для женщин – пятнадцать.
Минздравсоцразвития этот план раскритиковало. «С увеличением пенсионного возраста растет и сумма перечисленных за работника страховых взносов, а значит, и объем обязательств государства перед ним», - говорится в документе, распространенном пресс-службой ведомства. По расчетам, произведенным Пенсионным фондом, польза от увеличения пенсионного возраста будет очень кратковременной. Уже с 2020 года дефицит бюджета ПФР будет только расти. «Следуя этой логике, если уменьшить пенсионный возраст лет до 20, то бюджет ПФР захлебнется от доходов», - иронизирует Евсей Гурвич. Как пояснил руководитель ЭЭГ корреспонденту Клерк.Ру, в расчетах Пенсионного фонда учтена тенденция последнего времени к усиленной индексации пенсий – с тем, чтобы довести их до рекомендованного Международной организацией труда коэффициента замещения в 40%. Но совершенно не факт, что эти политически мотивированные действия правительства смогут продолжаться в будущем: просто-напросто задействованные ресурсы подходят к концу. А значит, и выкладки Минсоцразвития лишены почвы.
«Пенсионная система в новом виде требует больших дотаций из бюджета, - подтверждает Михаил Дмитриев. - Количество пенсионеров будет расти, количество занятых в экономике, наоборот, сокращаться. Плюс все большее количество работающих вовлекается в обязательную накопительную систему, на которую тоже отвлекаются страховые взносы, которые не идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. В итоге без дальнейшего увеличения расходов пенсионной системы нам не удастся удержать соотношение пенсия-зарплата. Через 10-15 лет оно снова может упасть ниже 30%».
Нас подводят к мысли о том, что работник должен заботиться о себе сам, а не ждать милостей от государства. Все бы хорошо, но, согласитесь, мы с вами до сих пор не верим в прелести накопительной системы и не торопимся отдавать пенсионные взносы в какой-то из частных фондов. По статистике, большинство граждан оказались «молчунами», рассказывает Дмитриев. Они не выразили явного решения, и их взносы автоматически были перечислены в государственную управляющую компанию, которая инвестировала их так, что ничего, кроме убытков не принесла.
В сентябре, по словам эксперта, правительство займется улучшением концепции накопительной составляющей пенсии. Сейчас все причастные ведомства готовят свои предложения. И если отсрочка выхода на пенсию может по политическим мотивам не быть утвержденной еще несколько лет, то другой вопрос, скорее всего, решится гораздо раньше. Это вопрос так называемых досрочных пенсий: работодатели, имеющие рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, платят за своих работников, как за всех остальных, а вот уходят их работники на пенсию лет на 5-10 раньше. На «досрочников» ПФР ежегодно тратит около 900 миллиардов рублей.
Слишком долго живем?
Есть у повышения пенсионного возраста и еще один резон. «Если первая проблема – некому кормить пенсионеров, то вторая проблема – в том, что скоро попросту некому станет работать, - говорит Евсей Гурвич. - Предложение на рынке рабочей силы снижается на 700 тысяч человек в год. Говорят – нельзя повышать возраст, потому что у нас в среднем низкая продолжительность жизни. Но если присмотреться к демографической статистике, то мы увидим, что у нас необычно высока смертность мужчин в работоспособном возрасте. А по продолжительности пребывания на пенсии наши женщины числятся среди мировых лидеров – примерно 24 года. У мужчин это срок составляет примерно 14 лет – меньше, чем в развитых странах, но больше, чем в развивающихся».
«Если мы серьезно улучшим ситуацию с продолжительностью жизни, это в корне подорвет существующую пенсионную систему, - добавляет трагизма заместитель директора Независимого института социальной политики (НИСП) Оксана Синявская. - Вход на рынок труда у каждого нового поколения отодвигается. За последние 30 лет средний возраст начала трудовой деятельности повысился на 2 года, особенно это заметно стало в начале 2000-х, у так называемого поколения массового высшего образования. Не надо, наверное, напоминать и той доле, которую в экономике занимала и занимает неформальная занятость, не имеющая отношения к взносам в пенсионную систему. В итоге каждое последующее поколение работает меньше, а находится на пенсии дольше».
«И дело даже не в России, это общемировой тренд, изменение жизненной модели, - говорит Синявская. - Нынешние границы пенсионного возраста были установлены 70 лет назад, с тех пор изменилось очень многое».
Есть и совсем наглядный довод в пользу повышения возраста. Известно, как активно сейчас «выталкивают» с работы пожилых людей, которые достигли пенсионной планки, но свое место покидать не собираются. А тут, глядишь, еще несколько лет у них будут официальные основания для работы.
В общем, есть и плюсы, есть и минусы. Но ясно одно – пенсионная система нуждается в лечении. А оно редко бывает приятным и безболезненным.
Комментарии
5Это вопрос так называемых досрочных пенсий: работодатели, имеющие рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, платят за своих работников, как за всех остальных, а вот уходят их работники на пенсию лет на 5-10 раньше.
Так называемые досрочники получают доплату за вредность, которой нет у обычных работников, и с этой доплаты платятся взносы. Так что не надо ля-ля, а то би-би задавит. Сами бы чиновники из ПФР и всех министерств шли бы поработали в таких условиях.
Присоединяюсь к анониму из Москвы - сволочи. Прочувственно и точно сказано.
... Кроме того, новая редакция закона оговаривает получение уходящим главой республики Муртазой Рахимовым пенсии, втрое превышающей его зарплату, как сообщается, «для единообразия и соответствия уровня государственного пенсионного обеспечения для лиц, занимавших государственные должности»....то есть Муртаза Рахимов будет получать порядка 750 тыс. руб. в месяц.