Бюджетный учет

Учреждение проверит Ростехнадзор

Принято считать, что Ростехнадзор контролирует и проверяет организации и предприятия, которые работают в сфере промышленности, строительства, энергетики. Однако проверяющие могут прийти и в бюджетное учреждение. И к этому надо быть готовым.
Принято считать, что Ростехнадзор контролирует и проверяет организации и предприятия, которые работают в сфере промышленности, строительства, энергетики. Однако проверяющие могут прийти и в бюджетное учреждение. И к этому надо быть готовым.
 
КОГДА В УЧРЕЖДЕНИЕ МОГУТ ПРИЙТИ КОНТРОЛЕРЫ
В настоящее время Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) действует на основании Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Помимо этого Положения проверяющие используют в работе и другие нормативные документы, в числе которых особое место занимает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Итак, если исходить из указанных документов, то бюджетное учреждение может быть проверено на предмет того, как оно соблюдает требования по эксплуатации и обслуживанию:
— электроустановок и электрических сетей (за исключением бытовых);
— тепловых установок и сетей (например, школьных котельных);
— отдельных видов оборудования, представляющего повышенную опасность.

Кроме того, в ведении проверяющих находится и строительный надзор (постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54). Так что если бюджетное учреждение ведет строительство или реконструкцию, например, учебных или медицинских корпусов, то появление контролеров из Ростехнадзора вполне возможно.

Проверяющим также позволено оценивать техническое состояние различного рода подъемных устройств (в первую очередь лифтового оборудования). 
 
КАКИЕ ВИДЫ ПРОВЕРОК СУЩЕСТВУЮТ
Особенности проверок Ростехнадзора в зависимости от вида надзора определяются различными правовыми актами. Так, например, строительный надзор помимо Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании специального Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.

Ростехнадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Сами проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года. Предстоящую проверку Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. При этом особо оговорен случай, когда предметом проверки является соблюдение учреждением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом случае плановая проверка может проводиться чаще (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. Так, поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинении вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д. Также Ростехнадзор внепланово может проверить то, как учреждение исправило нарушения, выявленные в ходе плановой проверки. Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры. Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.
 
ХОД ПРОВЕРКИ
Назначать проверку может руководитель территориального органа Ростехнадзора либо его заместитель. В распоряжении о проверке оговариваются основания, сроки, цели предстоящей ревизии, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов.

Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо учреждения с этим распоряжением. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать на территорию учреждения.

Также стоит учесть, что сотрудники Ростехнадзора не имеют права проводить проверку, если при этом отсутствуют руководитель или иные должностные лица бюджетного учреждения. Обратите внимание: руководителю учреждения не обязательно присутствовать при проведении проверки. Это можно поручить любому должностному лицу или уполномоченному представителю учреждения.

В свою очередь руководство учреждения обязано представить контролерам все необходимые документы, связанные с целями проверки, обеспечить доступ на свою территорию и к используемому оборудованию.

Выездная проверка проводится по местонахождению учреждения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. К примеру, многие вузы имеют несколько учебных корпусов, зачастую расположенных по различным адресам. В подобном случае проверка проводится как по местонахождению самого вуза, указанному в его уставе, так и по местонахождению его обособленных кафедр.

В первую очередь контролеры займутся проверкой затребованных документов. Так, к примеру, если речь идет об энергоустановках, то контролеры могут проверить, как ведется техническая документация (например, специальные журналы, в которых фиксируются параметры работы конкретной установки), а также наличие у обслуживающего персонала соответствующих допусков и т. п. Далее оценивается состояние зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и т. д.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Продлить проверку ревизоры вправе, если, например, требуется сложное длительное исследование или экспертиза.
 
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть немало статей, производство по которым находится в компетенции Ростехнадзора. Так, к примеру, статья 9.11 предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией и неправильное использование соответствующего оборудования и установок.

Поэтому если будет выявлено нарушение, подпадающее под административную ответственность, то контролеры вправе составить об этом протокол.

Также Ростехнадзор может приостановить деятельность бюджетного учреждения, если, например, выявлена реальная угроза здоровью и жизни граждан.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю бюджетного учреждения или иному должностному лицу под роспись. Если сделать это не представляется возможным, акт высылается по почте с уведомлением о вручении.

Бюджетное учреждение, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление в арбитражном суде.
 
О чем следует помнить

Контролеры должны вручить руководителю бюджетного учреждения или иному должностному лицу распоряжение о проверке и предъявить свои удостоверения. Без этого их можно не пускать на территорию. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен еще на 20 рабочих дней. Плановую проверку Ростехнадзор обязан согласовать с прокуратурой и не имеет права проводить ее чаще, чем раз в три года. Внеплановая проверка также должна проходить с разрешения прокуратуры, но в исключительных случаях этого не требуется.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №8, август 2010 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию