Постановление ФАС Московского округа от 15.04.10 № КА-А40/3476-10.
Суть спора. По результатам выездной налоговой проверки инспекция вынесла решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Ему предложено уплатить недоимку по налогам, начислены пени, а также наложен штраф.
Организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на вынесенное решение.
Управление ФНС России отменило решение инспекции и возложило на нее обязанность вынести решение в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, с учетом представленных документов.
Однако инспекторы повторно вынесли решение, которым общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему начислены пени и предложено уплатить недоимку, а также внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.
Позиция суда. Судьи не поддержали налоговиков и отменили повторное решение наказании налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ, по итогам рассмотрения жалобы на решение инспекции вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить решение инспекции без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Управление может отменить или изменить решение нижестоящего налогового органа полностью или частично и принять по делу новое решение, а также отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Таким образом, норма о вынесении вышестоящим органом решения, обязывающего инспекцию принять решение в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, в Налоговом кодексе отсутствует.
В данном случае управление установило, что инспекторы вынесли свое решение без изучения возражений на акт проверки, то есть они нарушили существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Руководствуясь пунктом 14 статьи 101 НК РФ, вышестоящий орган обязан был отменить данное решение инспекции и в порядке пункта 2 статьи 140 НК РФ принять по делу новое решение.
Однако это требование не выполнено, и, следовательно, нарушено право налогоплательщика на принятие законного решения.
Административная процедура выявления налоговых правонарушений и привлечения к налоговой ответственности, установленная Налоговым кодексом, не предусматривает возможность ее повторного проведения в отношении одного и того же правонарушения одним и тем же налоговым органом. В связи с этим принятие решения управлением привело к неопределенности в положении налогоплательщика, что также нарушает его права на своевременное и в установленном порядке рассмотрение дела в вышестоящем налоговом органе.
Решение управления ФНС России не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Примечание «ДК». Если налоговики нарушили существенные условия порядка рассмотрения материалов проверки, то это является безусловным основанием для отмены вышестоящим органом вынесенного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Установленные данной статьей основания для отмены решения налогового органа хотя и носят формальный характер и не предусматривают проверку существа вменяемых налогоплательщику правонарушений, но служат необходимой гарантией соблюдения налоговиками прав налогоплательщиков при проведении проверки.
Возможность преодолеть допущенные грубые отступления от предусмотренной налоговым законодательством процедуры проведения проверки путем повторного принятия решения по тем же обстоятельствам тем же органом, безусловно, нарушает права компаний и сводит на нет предусмотренные Налоговым кодексом гарантии. К счастью, попытка налоговиков поступить таким образом была пресечена судьями ФАС Московского округа.
Суть спора. По результатам выездной налоговой проверки инспекция вынесла решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Ему предложено уплатить недоимку по налогам, начислены пени, а также наложен штраф.
Организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на вынесенное решение.
Управление ФНС России отменило решение инспекции и возложило на нее обязанность вынести решение в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, с учетом представленных документов.
Однако инспекторы повторно вынесли решение, которым общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему начислены пени и предложено уплатить недоимку, а также внести необходимые изменения в документы бухгалтерского и налогового учета.
Позиция суда. Судьи не поддержали налоговиков и отменили повторное решение наказании налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ, по итогам рассмотрения жалобы на решение инспекции вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить решение инспекции без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Управление может отменить или изменить решение нижестоящего налогового органа полностью или частично и принять по делу новое решение, а также отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Таким образом, норма о вынесении вышестоящим органом решения, обязывающего инспекцию принять решение в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, в Налоговом кодексе отсутствует.
В данном случае управление установило, что инспекторы вынесли свое решение без изучения возражений на акт проверки, то есть они нарушили существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Руководствуясь пунктом 14 статьи 101 НК РФ, вышестоящий орган обязан был отменить данное решение инспекции и в порядке пункта 2 статьи 140 НК РФ принять по делу новое решение.
Однако это требование не выполнено, и, следовательно, нарушено право налогоплательщика на принятие законного решения.
Административная процедура выявления налоговых правонарушений и привлечения к налоговой ответственности, установленная Налоговым кодексом, не предусматривает возможность ее повторного проведения в отношении одного и того же правонарушения одним и тем же налоговым органом. В связи с этим принятие решения управлением привело к неопределенности в положении налогоплательщика, что также нарушает его права на своевременное и в установленном порядке рассмотрение дела в вышестоящем налоговом органе.
Решение управления ФНС России не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Примечание «ДК». Если налоговики нарушили существенные условия порядка рассмотрения материалов проверки, то это является безусловным основанием для отмены вышестоящим органом вынесенного решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Установленные данной статьей основания для отмены решения налогового органа хотя и носят формальный характер и не предусматривают проверку существа вменяемых налогоплательщику правонарушений, но служат необходимой гарантией соблюдения налоговиками прав налогоплательщиков при проведении проверки.
Возможность преодолеть допущенные грубые отступления от предусмотренной налоговым законодательством процедуры проведения проверки путем повторного принятия решения по тем же обстоятельствам тем же органом, безусловно, нарушает права компаний и сводит на нет предусмотренные Налоговым кодексом гарантии. К счастью, попытка налоговиков поступить таким образом была пресечена судьями ФАС Московского округа.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №14, июль 2010 г.
Начать дискуссию