Законопроекты

ФНС лишают полномочий

Заместитель председателя правительства Александр Жуков и министр финансов Алексей Кудрин предложили Владимиру Путину существенно изменить правила налоговых проверок, чтобы ограничить произвол чиновников. По их мнению, слабое законодательное регулирование проверок оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны. Отметим, что Александр Жуков успел поделиться этой идеей и на Всемирном экономическом форуме в Давосе: «Нужно избежать двойных трактовок законодательных норм и снять повторные налоговые проверки». Уже весной чиновники рассмотрят соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

Президент и правительство готовы существенно ограничить полномочия налоговых инспекторов. Проводить повторные проверки предприятий они больше не смогут.

Заместитель председателя правительства Александр Жуков и министр финансов Алексей Кудрин предложили Владимиру Путину существенно изменить правила налоговых проверок, чтобы ограничить произвол чиновников. По их мнению, слабое законодательное регулирование проверок оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны. Отметим, что Александр Жуков успел поделиться этой идеей и на Всемирном экономическом форуме в Давосе: «Нужно избежать двойных трактовок законодательных норм и снять повторные налоговые проверки». Уже весной чиновники рассмотрят соответствующие поправки в Налоговый кодекс.

Претензии чиновников к нынешнему порядку налоговых проверок выглядят следующим образом. Во-первых, инспекторы нарушают срок выездной проверки. Пользуясь правом приостанавливать ее в любой момент, контролеры проверяют фирму бесконечно вместо положенных двух месяцев.

Во-вторых, сотрудники инспекций умудряются проверять предприятия дважды за один и тот же период, хотя закон запрещает это делать. Они обходят эту норму, устраивая повторные проверки под видом «контроля за качеством» работы своих подчиненных. В большинстве случаев такая перепроверка приводит к доначислениям налогов, а инспекторы, «просмотревшие» нарушения при первой проверке, не несут никакой ответственности.

И наконец, министров не устраивает тот факт, что налоговые инспекторы имеют право требовать у предприятий практически любую документацию – такие полномочия им явно ни к чему. Вместо этого чиновники предлагают закрепить в законе исчерпывающий перечень документов по каждому налогу, которые контролеры смогут требовать при проверках.

У каждой инспекции свой срок

О том, каким образом исчисляют срок выездной проверки, нам рассказал ведущий эксперт консалтинговой фирмы «Бухгалтерия и право» Денис Богданов.

– Денис, с какого момента официально начинается проверка и когда она считается завершенной?

– Она начинается в тот день, когда инспекторы предъявили руководителю фирмы решение о ее проведении. То есть с того момента, когда директор поставит на решении свою подпись. А заканчивается – вручением справки о проведении проверки. Контролеры должны передать этот документ не позднее следующего рабочего дня после составления.

– Как определяют сроки выездной проверки?

– К сожалению, в этот срок включено только то время, в течение которого проверяющие фактически находятся на территории фирмы. Это правило установлено статьей 89 Налогового кодекса. На этом основании налоговые инспекторы часто прерывают контрольные мероприятия на неопределенное время. Например, для анализа полученных документов или их экспертизы. Поэтому на практике постоянно возникают ситуации, когда проверка растягивается на многие месяцы, и с этим ничего нельзя поделать.

Дело в том, что руководитель налоговой инспекции или его заместитель может приостановить выездную проверку. Такое право отмечено в пункте 1.10.2 инструкции МНС от 10 апреля 2000 г. № 60. При этом максимальный срок приостановки законом не установлен и в счет проверки его не засчитывают.

– А на каком основании руководитель инспекции может приостановить проверку?

– Чаще всего в качестве основания указывают болезнь проверяющих или необходимость выполнения инспекторами срочных заданий по поручению вышестоящего начальства. В любом случае причины приостановки должны быть указаны в решении руководителя налоговой инспекции.

Когда контролеры «ошибаются»

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вышестоящее начальство может назначить еще одну, причем по тем же налогам и за тот же период. Об этом сказано в статье 87 Налогового кодекса. Такую повторную проверку называют контрольной. Об этом нам рассказала Наталья Обухова, налоговый консультант фирмы «Сити-Аудит».

– Наталья, кто может проводить повторную проверку?

– Этого ни в коем случае не могут делать те инспекторы, которые проверяли фирму в первый раз. То есть если сначала на предприятие приходили из территориальной инспекции, то повторную проверку может провести только вышестоящее ведомство – например, УФНС по г. Москве.

При этом контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы также проверяют документы, осматривают помещения, опрашивают свидетелей. По результатам составляют акт и, если обнаружат нарушения, наказывают провинившихся.

– А в чем отличие контрольной проверки от выездной?

– Главное отличие – у них разные цели. При обычной проверке главная задача инспекторов состоит в том, чтобы проконтролировать, правильно ли фирма исчисляет и уплачивает налоги. А задача контрольной проверки заключается в том, чтобы выяснить, правильно ли работали предыдущие инспекторы. Поэтому можно смело обращаться в суд, если ревизоры решили еще раз проверить фирму, а не проконтролировать работу инспекции. Как правило, большинство дел выигрывают фирмы, которые незаконно проверили.

Отложим на завтра?

Если к визиту налоговых инспекторов вы не готовы, то можно попросить их перенести проверку на более поздний срок. Об этом нам рассказал Николай Рябов, юрист консультационного центра «Налоги и право».

– Каким образом инспекторы принимают решение перенести выездную проверку?

– Все зависит от их отношения к той или иной фирме и желания пойти навстречу. В принципе у контролеров всегда есть возможность заменить одну проверку другой. Для этого им достаточно немного подкорректировать план выездных проверок. Менять его существенно потребуется только в том случае, если проверку откладывают на следующий квартал. А если фирма будет проверена в другом месяце одного квартала, то инспекторам вообще не придется ничего исправлять.

– Какие причины нужно указать для переноса проверки?

– Разумеется, причины должны быть достаточно убедительными. Например, можно указать, что на рабочем месте отсутствует главный бухгалтер или руководитель фирмы и в ближайшее время его выход на работу не предвидится. Эти сотрудники могут «уйти в отпуск», «уехать в командировку» или «заболеть».

Во время любого контрольного мероприятия общаться с инспекторами приходится именно главбуху. Ведь он обязан правильно организовать учет на предприятии, составлять отчетность и сдавать декларации в инспекцию. Поэтому невозможно провести проверку без него. Нежелательно и отсутствие руководителя. Формально провести проверку нельзя, если директор фирмы не расписался в решении о ее проведении. Он же подписывает акт по итогам проверки. А если контролеры сошлются на то, что присутствие руководителя необязательно, нужно напомнить им о праве налогоплательщика присутствовать при проведении проверки. Оно закреплено статьей 21 Налогового кодекса.

– Как составить обращение в налоговую инспекцию?

– Фирма должна направить письмо с просьбой перенести проверку. К письму нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие главного бухгалтера и директора. Например, больничный лист, приказ об отпуске или командировке. Кроме этого в письме желательно указать предположительный срок, в течение которого предприятие подготовится к проверке.

– Существуют ли причины, по которым контролеры не отложат проверку, несмотря ни на какие объективные основания?

– Да, такие причины есть. Например, инспекторы откажутся переносить визит, если он намечен на конец года, а запланированная фирма не проверялась в течение трех календарных лет. Допустим, проверка запланирована на декабрь 2005 года, а период с 2002 по 2004 год не проверяли. В этом случае при переносе проверки на 2006 год инспекторы не смогут проконтролировать деятельность предприятия за 2002 год. Ведь проверять правильность исчисления и уплаты налогов можно только за три последних года. Кроме этого налоговая инспекция не согласится перенести сроки и в том случае, если фирму ликвидируют и ревизию нужно успеть закончить до ее закрытия. А в остальных случаях серьезных причин для отказа у контролеров нет.


Сталкивались ли вы с повторными проверками?

Жанна Иванькова, главный бухгалтер ООО «Галатея»:

– К сожалению, в моей практике такое случалось. На нашей фирме проводили выездную проверку.

Вы понимаете, что такое мероприятие не доставляет радости бухгалтеру? Проверяют отчетность и документацию сразу за несколько лет. Все это отнимает много сил, времени и нервов. При этом приходится еще и доказывать свою правоту. Ведь законодательство налоговые инспекторы часто трактуют по-своему.

И вот, в очередной раз пережив всю эту неприятную процедуру и получив на руки решения, акты и протоколы, я вдруг узнаю, что мою фирму опять собираются проверять. Я даже сначала не поняла, что случилось, зачем это нужно. Правда, потом выяснилось, что проверка связана с тем, что вышестоящая организация решила проверить работу контролеров, которые нас проверяли. А я даже не знала, что такое возможно! Пришлось опять сидеть с проверяющими, показывать им все документы, разъяснять что да как.

В итоге были найдены ошибки, которые допустили не мы, а прежние контролеры. К счастью, ошибки были в нашу пользу. А то могли бы насчитать еще штрафов и пеней. Боюсь, что я некомпетентна в этом вопросе и не знаю, имеют ли право при повторной проверке доначислять налоги. В любом случае пережить повторную проверку нелегко.

Наталья Чисвина, зам главного бухгалтера ООО «Продэкспо»:

– Что бы ни говорили, а любая проверка – это большой стресс для бухгалтера. А уж повторная проверка, когда все, казалось бы, закончилось, – тем более. Все знают, как пострадали недавно от повторных проверок нефтяные компании. И мне бы очень не хотелось, чтобы таким образом пострадала моя фирма. Тем более что доначислять налоги можно только после решения суда, когда акт проверки будет оспорен. Но я не уверена, что на деле так и есть. Думаю, что чаще всего в результате повторных проверок доначисления делают без всяких судов.

У меня была повторная поверка. После выездной проверки позвонили на фирму, сказали, что будут поверять тот же период, с которым работали предыдущие ревизоры. Нам было вручено направление на повторную проверку, после нее выписали акт. В нем было написано, что расхождений с показателями нет и нарушений не установлено.

А вот на прошлой работе была спорная ситуация во время проверки. Инспектор доначислил НДС, но потом после повторной проверки выяснилось, что он был не прав. А фирма уже перечислила деньги в бюджет. Нам сделали возврат. Не живые деньги, конечно, на расчетный счет вернули, а зачли эти суммы в счет будущих периодов. Так что трудно сказать, как относиться к повторным проверкам. Чего от них больше – вреда или пользы? Получается, что пользы.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию