Со следующего года при передаче федерального имущества в аренду учебные заведения должны будут руководствоваться новыми правилами. Они предусмотрены Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ и будут вводиться постепенно. Рассмотрим суть нововведений, а также действующие нормы.
Порядок передачи имущества в аренду в 2010 году
Как правило, федеральные бюджетные учреждения не являются собственниками сдаваемого ими в аренду недвижимого имущества. Чаще всего имущество принадлежит Российской Федерации.
На практике полномочия собственника имущества делегируются Российской Федерацией конкретному органу исполнительной власти, в чьем ведении находится то или иное бюджетное учреждение. Сами учреждения владеют таким имуществом на правах оперативного управления.
Поэтому органы исполнительной власти издают методические документы, в которых закреплен алгоритм сдачи в аренду федерального имущества.
Один из таких документов – письмо Роспотребнадзора от 15 февраля 2010 г. № 01/2028-0-32 «О вопросах предоставления временно свободных помещений в аренду в 2010 году».
Письмо адресовано бюджетным учреждениям здравоохранения и науки. Однако оно, по мнению автора, может представлять практический интерес для образовательных учреждений. Итак, на что обращает внимание бюджетных учреждений Роспотребнадзор? Об этом далее.
На практике полномочия собственника имущества делегируются Российской Федерацией конкретному органу исполнительной власти, в чьем ведении находится то или иное бюджетное учреждение. Сами учреждения владеют таким имуществом на правах оперативного управления.
Поэтому органы исполнительной власти издают методические документы, в которых закреплен алгоритм сдачи в аренду федерального имущества.
Один из таких документов – письмо Роспотребнадзора от 15 февраля 2010 г. № 01/2028-0-32 «О вопросах предоставления временно свободных помещений в аренду в 2010 году».
Письмо адресовано бюджетным учреждениям здравоохранения и науки. Однако оно, по мнению автора, может представлять практический интерес для образовательных учреждений. Итак, на что обращает внимание бюджетных учреждений Роспотребнадзор? Об этом далее.
Возможность аренды необходимо согласовать с собственником
В письме чиновники отметили, что для сдачи в аренду временно свободных площадей учреждению необходимо иметь согласие собственника. При этом такое требование вполне соответствует законодательству.
Дело в том, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Так сказано в пункте 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. Заключая договор аренды, учреждение как раз распоряжается недвижимым имуществом.
Процедура согласования должна выглядеть следующим образом. В адрес собственника направляются:
– обращение или заявление, подписанное руководителем бюджетного учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;
– пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.
Дело в том, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником. Так сказано в пункте 1 статьи 298 Гражданского кодекса РФ. Заключая договор аренды, учреждение как раз распоряжается недвижимым имуществом.
Процедура согласования должна выглядеть следующим образом. В адрес собственника направляются:
– обращение или заявление, подписанное руководителем бюджетного учреждения, с просьбой о разрешении предоставить временно свободные помещения в аренду;
– пояснительная записка, содержащая характеристику зданий и помещений, предоставляемых в аренду, экономические расчеты и влияние сдачи в аренду помещений на результаты деятельности учреждения.
Разрешение необходимо получить до заключения договора аренды (пролонгации ранее заключенных договоров).
Право на передачу имущества в аренду подтверждают суды
Собственник не вправе распоряжаться имуществом, которое передано учреждению.
Исключение составляет изъятое, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество (ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ). Получается, дав учреждению согласие на передачу помещения в аренду, собственник фактически признает, что оно, скажем, используется не по назначению.
Однако из постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 следует, что переданное с согласия собственника имущество в аренду не может быть квалифицированно как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. При условии, что цель такой сделки – обеспечение более эффективной деятельности учреждения, для которой оно создано, а также рациональное использование имущества.
Таким образом, бюджетное учреждение может передать имущество в аренду с согласия собственника в случаях, когда это необходимо для реализации его деятельности.
Исключение составляет изъятое, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество (ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ). Получается, дав учреждению согласие на передачу помещения в аренду, собственник фактически признает, что оно, скажем, используется не по назначению.
Однако из постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 21 следует, что переданное с согласия собственника имущество в аренду не может быть квалифицированно как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению. При условии, что цель такой сделки – обеспечение более эффективной деятельности учреждения, для которой оно создано, а также рациональное использование имущества.
Таким образом, бюджетное учреждение может передать имущество в аренду с согласия собственника в случаях, когда это необходимо для реализации его деятельности.
Доходы от сдачи имущества в аренду
То, в каком порядке учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи имущества в аренду, установлено частью 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. Напомним, что нормы этого закона, касающиеся аренды, носят временный характер.
Они действуют до появления отдельного федерального закона, в котором будет изложен порядок использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
Учитывая этот закон и другие нормативные акты, специалисты Роспотребнадзора обратили внимание на следующее.
Доходы, получаемые от сдачи временно свободных площадей в аренду, являются дополнительным источником бюджетного финансирования. Оно направляется на содержание и развитие материально-технической базы учреждения сверх сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете.
Это же относится к остаткам средств федерального бюджета на 1 января 2010 года, которые образовались на счетах Федерального казначейства по доходам от сдачи имущества в аренду, но не были использованы ранее. Такой вывод следует из статьи 6 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ.
Также в своем письме Роспотребнадзор отметил, что при передаче в аренду имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и созданных ими учреждений, необходимо использовать код доходов 167 111 05031 01 0000 120 (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н).
Расходные расписания оформляются по форме, которая установлена приложением № 2 к приказу Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н. Они регистрируются главным распорядителем бюджетных средств (распорядителем) в книге регистрации.
Учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи помещений в аренду, только на основании сметы, которую утверждает главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета.
Причем гражданским законодательством предусмотрено, что в договоре аренды участвуют две стороны – арендодатель и арендатор.
На практике часто встречаются трехсторонние договоры аренды госимущества, в которых появляется третья сторона – балансодержатель федерального имущества.
Так, если заключен трехсторонний договор аренды госимущества, находящегося у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, соблюдаются требования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Поэтому арендатор в качестве налогового агента самостоятельно уплачивает НДС в бюджет, минуя счета учреждения-балансодержателя.
Если же арендодателем является учреждение – балансодержатель имущества, которое не относится к органам государственной власти и управления или органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента у арендатора не возникает (письмо Минфина России от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266). В бухгалтерском учете имеют место следующие записи:
* Проводки актуальны, если заключен двусторонний договор аренды.
Они действуют до появления отдельного федерального закона, в котором будет изложен порядок использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
Учитывая этот закон и другие нормативные акты, специалисты Роспотребнадзора обратили внимание на следующее.
Доходы, получаемые от сдачи временно свободных площадей в аренду, являются дополнительным источником бюджетного финансирования. Оно направляется на содержание и развитие материально-технической базы учреждения сверх сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете.
Это же относится к остаткам средств федерального бюджета на 1 января 2010 года, которые образовались на счетах Федерального казначейства по доходам от сдачи имущества в аренду, но не были использованы ранее. Такой вывод следует из статьи 6 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ.
Такой порядок актуален для учреждений образования, культуры и искусства, организаций научного обслуживания государственных академий наук.
Также в своем письме Роспотребнадзор отметил, что при передаче в аренду имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти и созданных ими учреждений, необходимо использовать код доходов 167 111 05031 01 0000 120 (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н).
Расходные расписания оформляются по форме, которая установлена приложением № 2 к приказу Минфина России от 30 сентября 2008 г. № 104н. Они регистрируются главным распорядителем бюджетных средств (распорядителем) в книге регистрации.
Учреждение может расходовать средства, полученные от сдачи помещений в аренду, только на основании сметы, которую утверждает главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета.
Отражаем операцию в учете
Порядок оформления бухгалтерских записей в учреждении зависит от того, какой заключен договор аренды и кто является администратором доходов.
Причем гражданским законодательством предусмотрено, что в договоре аренды участвуют две стороны – арендодатель и арендатор.
На практике часто встречаются трехсторонние договоры аренды госимущества, в которых появляется третья сторона – балансодержатель федерального имущества.
Так, если заключен трехсторонний договор аренды госимущества, находящегося у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, соблюдаются требования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.
Поэтому арендатор в качестве налогового агента самостоятельно уплачивает НДС в бюджет, минуя счета учреждения-балансодержателя.
Если же арендодателем является учреждение – балансодержатель имущества, которое не относится к органам государственной власти и управления или органам местного самоуправления, то обязанностей налогового агента у арендатора не возникает (письмо Минфина России от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266). В бухгалтерском учете имеют место следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислена арендная плата (без учета НДС) |
1 205 02 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности» |
1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» |
Отражено исполнение обязательств по оплате в доход бюджета суммы арендной платы |
1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» |
1 205 02 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности» |
Начислен НДС, подлежащий перечислению арендодателем в бюджет* |
2 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» |
2 401 01 180
«Прочие доходы» |
Поступила сумма НДС от арендатора на счет арендодателя* |
2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета» |
2 205 10 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» |
Начислен налог на прибыль |
1 401 01 290
«Прочие расходы» |
1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» |
Приняты суммы бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль |
1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств» |
1 502 11 290
«Принятые бюджетные обязательства текущего года» |
Уплачен налог на прибыль |
1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» |
1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам» |
* Проводки актуальны, если заключен двусторонний договор аренды.
Правила для передачи имущества в аренду в следующем году
Порядок передачи в аренду федерального имущества, а также порядок использования доходов от таких сделок претерпят серьезные изменения. Они предусмотрены Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2011 года.
Прежде всего утрачивают силу нормы Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ, которые в настоящее время регулируют вопросы использования доходов от аренды. Однако учреждения по-прежнему будут обязаны согласовывать с собственником операции с недвижимостью.
Так, в новой редакции пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ уточнено, что бюджетное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. При этом бюджетное учреждение может вести приносящую доходы деятельность. Но только если это служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствует этим целям. При условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные в этом случае, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Кроме того, очень важное изменение внесено в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особо оговорено, что при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества учредитель не финансирует его содержание.
Стало быть, для бюджетных учреждений, сдающих недвижимость в аренду, по сути, устанавливается обязанность по финансовому содержанию такого имущества.
Поэтому для многих учреждений в следующем году может оказаться невыгодно сдавать имущество в аренду.
Важно запомнить
Чтобы передать в аренду временно свободные площади, учреждению необходимо иметь согласие собственника. В этом случае данное имущество не может быть квалифицировано проверяющими как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению.
В следующем году учреждения также будут согласовывать с собственником операции с недвижимостью. Но при этом учредитель не будет финансировать содержание такого имущества.
Прежде всего утрачивают силу нормы Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ, которые в настоящее время регулируют вопросы использования доходов от аренды. Однако учреждения по-прежнему будут обязаны согласовывать с собственником операции с недвижимостью.
Так, в новой редакции пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ уточнено, что бюджетное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. При этом бюджетное учреждение может вести приносящую доходы деятельность. Но только если это служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствует этим целям. При условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные в этом случае, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Кроме того, очень важное изменение внесено в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особо оговорено, что при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества учредитель не финансирует его содержание.
Стало быть, для бюджетных учреждений, сдающих недвижимость в аренду, по сути, устанавливается обязанность по финансовому содержанию такого имущества.
Поэтому для многих учреждений в следующем году может оказаться невыгодно сдавать имущество в аренду.
Важно запомнить
Чтобы передать в аренду временно свободные площади, учреждению необходимо иметь согласие собственника. В этом случае данное имущество не может быть квалифицировано проверяющими как излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению.
В следующем году учреждения также будут согласовывать с собственником операции с недвижимостью. Но при этом учредитель не будет финансировать содержание такого имущества.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №8, август 2010 г.
Начать дискуссию