Трудовое право

Как произвести расчет зарплаты торговому представителю, имеющему разъездной график работы?

В нашей фирме работают торговые представители, которые фактически на рабочем месте не появляются, а ездят по организациям, ищут новых клиентов, собирают заказы.
Как произвести расчет зарплаты торговому представителю, имеющему разъездной график работы?
На фото Вячеслав Шинкарев

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Оксаны (г. Орехово-Зуево)

В нашей фирме работают торговые представители, которые фактически на рабочем месте не появляются, а ездят по организациям, ищут новых клиентов, собирают заказы.

Подскажите, пожалуйста, как правильно установить им график работы, отражать их рабочие дни в табеле учета рабочего времени и соответственно производить расчет зарплаты?

В общем, достаточно сложно дать конкретные рекомендации, потому что не понятна специфика работы организации и существующие в ней системы оплаты труда.

С торговыми представителями Вы заключаете трудовой договор, в котором указываете характер работы – разъездной, кроме этого, в трудовом договоре определяется и система оплаты труда. (ст.57 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009)) Как правило, торговым представителям устанавливается комиссионная форма оплаты труда.

Вознаграждение зависит от объема и качества выполненных работ, от объема реализации и не зависит напрямую от фактически отработанного времени. Выбор конкретного метода расчета вознаграждения может зависеть от особенностей реализуемого товара, специфики рынка и других факторов. Эти условия должны быть определены так же и в коллективном договоре.

Общих рекомендаций, как установить график работы торговому представителю, не существует. Этот вопрос трудовым законодательством не регламентируется. Кроме этого, достаточно проблематично отслеживать, в какие дни торговый представитель работал и как долго, а в какие дни – нет.

Можно, например, установить торговому представителю суммированный учет рабочего времени, с помесячным или поквартальным подсчетом отработанного времени. Для этого можно определить для каждого вида работ норму рабочего времени, за которое эта работа может быть выполнена. При выполнении этих работ (подписании договора, заключении сделки),  происходит  суммирование  рабочего времени.

Но на мой взгляд подобная  схема  имеет  множество  недостатков.  Временные  затраты по каждому заказу/договору/сделке  могут существенно отличаться, чтобы их можно было  как-то нормировать. Более логичной выглядит схема: выплачивается некоторый   базовый  минимум,  а  остальная  оплата  зависит  от числа собранных заказов (или суммы на которую собраны заказы).

Задать вопрос по персонифицированному учету и расчету заработной платы Вячеславу Шинкареву легко - достаточно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию