Бюджетный учет

Учет затрат на поиск персонала

Если услуги кадрового агентства не принесли результата, уплаченные суммы могут быть не признаны, даже если договор с компанией заключен в рамках предпринимательской деятельности. Такой вывод следует из разъяснений финансистов. Отметим, что судьи с данной трактовкой действующего законодательства не согласны. Есть и другие нюансы, возникающие в случае, когда бюджетное учреждение обратилось в кадровое агентство.
Если услуги кадрового агентства не принесли результата, уплаченные суммы могут быть не признаны, даже если договор с компанией заключен в рамках предпринимательской деятельности. Такой вывод следует из разъяснений финансистов. Отметим, что судьи с данной трактовкой действующего законодательства не согласны. Есть и другие нюансы, возникающие в случае, когда бюджетное учреждение обратилось в кадровое агентство.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Сразу скажем, что самый безопасный вариант для бюджетного учреждения — заключать договоры с кадровыми агентствами, работающими только по конечному результату. То есть с такими, услуги которых оплачиваются лишь в том случае, если предложенный агентством кандидат принят на работу. Причем в договоре целесообразно предусматривать оплату не за оказываемые услуги, а за конкретный результат: нашли подходящего работника — работодатель полностью расплатился с кадровым агентством. Не нашли — внесенная предоплата возвращается.

Часто в договоре содержится условие о замене представленного агентством кандидата в течение гарантийного срока по требованию заказчика, то есть учреждения. Исключением из правил является увольнение специалиста по собственному желанию вследствие ухудшения условий труда. Вот именно на этот нюанс и следует обратить внимание.

В интересах обеих сторон в договоре необходимо отразить содержание понятия «ухудшение условий труда». В частности, перечислить конкретные обстоятельства, снижающие условия труда (например, снижение заработной платы и т. д.), зная о которых работник не согласился бы на предложенную должность.  

КАК ОТРАЗИТЬ ОПЕРАЦИИ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н) оплата услуг кадрового агентства относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Бухгалтерские записи по оплате услуг по подбору персонала выглядят так:
 

Содержание
операции
Дебет
 
Кредит
 
Отражена предварительная оплата по договору за оказание услуг кадрового агентства (за счет бюджетных средств)
 
206 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие работы, услуги»
304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате прочих работ, услуг»
Отражена предварительная оплата по договору за оказание услуг кадрового агентства (за счет средств от приносящей доход деятельности)*
 
206 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие работы, услуги»
201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»
Получены счет-фактура, акт выполненных работ по оказанным услугам
 
401 01 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Зачтен ранее уплаченный аванс
 
302 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
206 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие работы, услуги»


* Одновременно по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов» отражают обороты по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.

Если работник бюджетного учреждения не справился со своими обязанностями во время испытательного срока и в соответствии с заключенным договором кадровое агентство вернуло ранее оплаченный аванс, операции в учете отражаются следующим образом:
 

Содержание
операции
Дебет
 
Кредит
 
Возвращена кадровым агентством сумма предварительной оплаты по договору (за счет бюджетных средств)
 
304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате прочих работ, услуг»
206 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие работы, услуги»
Возвращена кадровым агентством сумма предварительной оплаты по договору (за счет средств от приносящей доход деятельности)*
 
201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета»
206 09 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за прочие работы, услуги»


* Одновременно обороты отражают по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Если учреждение не перечисляет авансовые суммы агентству, проводки будут такие:
 

Содержание
операции
Дебет
 
Кредит
 
Приняты оказанные услуги на основании акта выполненных работ
 
401 01 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
Перечислены денежные средства кадровому агентству по факту оказания услуг (за счет бюджетных средств)
 
302 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по оплате прочих работ, услуг»
Перечислены денежные средства кадровому агентству по факту оказания услуг (за счет средств полученных в рамках приносящей доход деятельности)*
302 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг»
201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»


* Одновременно по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов» отражают обороты по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ. 

ЗАТРАТЫ В РАМКАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО ПРИЗНАТЬ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

Важно отметить, что в случае оплаты услуг кадрового агентства за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, произведенные расходы уменьшают налого¬облагаемую прибыль только при одном условии — если услуги агентством оказывались при наличии соответствующей вакансии.

Оплата услуг по поиску специалиста на отсутствующую вакансию не признается расходами в целях налогообложения прибыли. Поскольку такие затраты сложно классифицировать как экономически обоснованные.

Такой позиции придерживаются чиновники. Причем как финансисты (см, например, письма Минфина России от 4 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/504, от 1 июня 2006 г. № 03-03-04/1/497), так и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398).

Кроме того, отметим, что, как правило, контролеры настаивают, что в состав налоговых расходов нельзя включать суммы, связанные с оплатой услуг по подбору персонала при наличии в учреждении отдела кадров, занимающегося подобными функциями.

Однако арбитражные судьи с таким подходом не согласны (постановление ФАС Московского округа от 15 июля 2009 г. № КА-А40/6230-09). Ведь право учреждения признать оплаченные суммы контрагентам за подбор (поиск) персонала предусмотрено нормами статей 252, 253, 264 Налогового кодекса РФ.  

Затраты могут быть не признаны

Искать нужных работников можно двумя способами: самостоятельно либо через кадровые агентства. При наличии в штате учреждения отдела кадров этим занимается указанное структурное подразделение, если же кадровой службы нет, то для поиска работников нередко привлекают специализированные организации. Таковыми являются кадровые агентства. Не стоит забывать, что, если учреждение имеет собственную кадровую службу, в должностные обязанности которой входит поиск работников, расходы на услуги агентства могут быть признаны экономически не обоснованными. И не исключено, что при проверке контролирующими органами затраты будут квалифицированы как нецелевой расход денежных средств.

Действительно, для целей налогообложения прибыли расходы на услуги кадрового агентства — это прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Причем в Налоговом кодексе РФ эти расходы названы как разновидность расходов по «набору персонала». Такая формулировка дала возможность специалистам главного финансового ведомства утверждать, что стоимость безрезультатных услуг кадрового агентства не может учитываться в налоговых расходах (письмо Минфина России от 4 сентября 2008 г. № 03-03-06/1/504).

Аргументы в защиту затрат на услуги кадровых агентств, не увенчавшиеся успехом, можно привести такие. Расходами признаются любые затраты, если они нужны для деятельности, направленной на получение дохода.

Цель обращения в кадровое агентство — поиск работников. Они в свою очередь нужны для того, чтобы выполнять работу для нормальной, прибыльной деятельности бюджетного учреждения. И не важно, наняло оно подходящих работников или нет. Ведь в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано о положительном результате мер, предпринимаемых для «набора персонала».

Обоснованность расходов должна оцениваться не с точки зрения полученных результатов, а с точки зрения намерений получить реальный экономический эффект в будущем. Придерживаются такой трактовки норм действующего законодательства и арбитражные судьи. Подтверждает это постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2009 г. № КА-А40/1354-09.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №9, сентябрь 2010 г.

Начать дискуссию