ЕНВД

Свято место пусто не бывает, или ЕНВД вместо налога на рекламу

Под Новый год законодатели сделали всем налогоплательщикам подарок - отменили пятипроцентный налог на рекламу. Правда, казалось бы, вполне приятное новшество сопровождалось еще одним: введением ЕНВД в отношении наружной рекламы. Законодателей понять можно: потери бюджета от отмены старого налога на рекламу надо компенсировать. А вот радость налогоплательщиков заметно поубавилась. Вопрос - почему?

Спутник главбуха (Самара и Самарская область)

Под Новый год законодатели сделали всем налогоплательщикам подарок - отменили пятипроцентный налог на рекламу. Правда, казалось бы, вполне приятное новшество сопровождалось еще одним: введением ЕНВД в отношении наружной рекламы. Законодателей понять можно: потери бюджета от отмены старого налога на рекламу надо компенсировать. А вот радость налогоплательщиков заметно поубавилась. Вопрос - почему?

В списке не значатся...

Давайте для начала посмотрим, что же стоит за понятием "наружная реклама". Как следует из статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, распространением и (или) размещением наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств, в т.ч. перетягов), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие. А это значит, что действие указанного закона не распространяется:
- на организации или на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по распространению и (или) размещению наружной рекламы, осуществляемой с помощью выносных щитовых конструкций (штендеров), переносных рекламных конструкций, ограждений, подъемных воздушных средств (шаров, аэростатов, дирижаблей), а также лотков, тележек, зонтиков, киосков и иных технических средств);
-на организации или на индивидуальных предпринимателей, являющиеся агентами по рекламе;
-на организации или на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих самостоятельное распространение и (или) размещение рекламной информации о своих товарах (работах, услугах).

Иными словами, не всем "рекламщикам" стоит расстраиваться по поводу введения ЕНВД. Обратите внимание: плательщиками налога являются только те организации, которые имеют в собственности или аренде стационарные технические средства, используемые для наружной рекламы.

Платить нельзя освободить. Где ставится запятая?

Итак, допустим, ваша организация, занимающаяся наружной рекламой, была переведена на ЕНВД. Напомним, что "вменёнка" вводится вместо общей системы налогообложения и заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество и ЕСН. Выплаты страховых взносов в пенсионный фонд осуществляются в обычном порядке, но вычитаются из ЕНВД в случае, если составляют не более 50% от суммы ЕНВД.

А теперь самое важное: все остальные налоги и сборы уплачиваются! Это значит, что таможенные пошлины и сборы, транспортный налог, земельный налог, государственные пошлины - все остается без каких-либо изменений.

Ситуация с НДС заслуживает отдельного внимания. С одной стороны, организации, занимающиеся наружной рекламой, не являются плательщиками НДС. Но только при реализации услуг по ее распространению. Что же касается закупок товаров и услуг у поставщиков (все виды аренды, производители конструкций, машин и другого оборудования) НДС уплачивается в общем порядке. Есть у рекламщиков и еще один повод "порадоваться": возмещение НДС из бюджета для них вообще не предусмотрено. Так что организации, являющиеся налоговыми агентами по НДС, предоставляют по нему налоговую декларацию и уплачивают налог в бюджет.

Оплата ЕНВД производится до 25 числа первого месяца следующего квартала за предыдущий квартал.

Методика расчета ЕНВД

ЕНВД уплачивается в размере 15 процентов от вмененного дохода. Вмененный доход рассчитывается исходя из базовой доходности на 1 кв. м площади рекламного изображения и коэффициентов K1, K2 и КЗ по формуле: базовая доходность х S рекламного изображения х Kl x K2 х КЗ.

Базовая доходность установлена федеральным законом и составляет: 3 000 руб. в месяц за 1 кв. м полиграфического рекламного изображения и 4 000 руб. в месяц за 1 кв. м светового и электронного табло. Как правило, базовая доходность определяется с учетом максимально возможного в данной отрасли значения. В случае наружной рекламы за максимальное значение принята стоимость 1 кв.м. рекламной конструкции на ул. Тверской в Москве, самой дорогой зоне России. В других местах, даже на территории Москвы, стоимость отличается от этой величины в десятки раз.

Коэффициенты

К1 - коэффициент, учитывающий отношение кадастровой стоимости земли к максимальной кадастровой стоимости земли в регионе (городе). Так как в настоящее время системы единого государственного кадастра не существует и не определена стоимость земли, то коэффициент принимается равным 1.

К2 - понижающий коэффициент, учитывающий реальную доходность данного вида предпринимательской деятельности в конкретном регионе (городе). Может устанавливаться в значениях от 0,005 до 1. Методика расчета К2 базируется на приведении вмененного дохода к фактическому доходу отрасли наружной рекламы в конкретном регионе (городе). На территории г. Самары К2 составляет 0,2. КЗ - коэффициент- дефлятор, учитывающий изменение уровня инфляции (В 2005 году он установлен в размере 1, 104).

Кто проиграл?

На этот вопрос ответить легко. Проиграли все: и изготовители, и распространители, и посредники, и заказчики. Слабых мест у нововведения действительно очень много. Судите сами. Для малых предприятий налоговое бремя может вообще стать непосильным. Например, сумма ЕНВД за квартал по одному стандартному рекламному щиту размером 3 м х 6 м составляет 10731 рублей (базовая доходность 3000 х площадь рекламного изображения 18 кв м х количество сторон 2 х К1 1 х К2 0.2 х К3 1.104 х ставка налога 15 процентов х налогооблагаемый период 3 месяца). А если организация размещает рекламу на разных носителях (и стационарных, и переносных), она обязана вести по ним раздельный налоговый и бухгалтерский учет. Ни для кого не секрет, что для его разработки и внедрения нужно немало времени. Да и не каждый специалист с этим справится. Кроме того, предприятие, переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает невыгодным партнером для заказчиков рекламы: не являясь плательщиком НДС, он не может выставить заказчику счет-фактуру для его возмещения. Это делает распространителей наружной рекламы менее конкурентоспособными на рынке рекламы.

Но и это ещё не все. ЕНВД исчисляется за каждый календарный месяц налогового периода, если в течение этого месяца размещалась наружная реклама. При этом количество дней использования объектов в данном месяце значения не имеет. Расходная часть бюджета организации, распространяющей наружную рекламу, увеличивается на величину НДС.

Про распри с налоговиками в ситуации перехода с общего режима налогообложения на ЕНВД следует сказать особо. Они, например, твердо убеждены, что следует восстановить суммы НДС, принятого к вычету, с остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, хотя в законодательстве такой нормы нет. Конечно, и арбитражные суды и Высший арбитражный суд РФ в этом вопросе на стороне налогоплательщиков, но отстаивать-то свою правоту придется в судебном порядке! Занятие, как говорится, не из приятных.

Повлияет новинка и на организации, оказывающие посреднические услуги в рекламном бизнесе. Хотя они не являются плательщиками ЕНВД, налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость возрастает для них очень резко.

Итак, что же в итоге? Расходы, связанные с наружной рекламой, значительно выросли. Услуги дорого обойдутся и заказчикам рекламы, и ее производителям. Выиграет ли от этого бюджет? Сомнительно. Так что подарок законодателей оказался довольно разорительным. Конечно, безвыходных положений не бывает, и схемы, позволяющие оптимизировать налогообложение, разработать можно. Но совершенно понятно, что универсальными они стать не могут, поэтому практически каждому конкретному предприятию придется учитывать массу разных нюансов.

Материал подготовила Н.М. Насыбуллина,
директор аудиторской компании "Бизнес- Актив"

Начать дискуссию

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.