Даже если турфирма арендует офис, для размещения кассы она должна выделить отдельное помещение, оборудованное по строгим правилам. К такому выводу пришел ФАС Поволжского округа в постановлении от 7 июня 2010 г. № А57-25445/2009.
СУТЬ СПОРА
По итогам проверки, проведенной в турфирме, контролеры вынесли постановление оштрафовать фирму по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на сумму 40 000 руб. Причиной послужило то, что в организации не была оборудована касса. Турфирма решила оспорить такое решение в суде.
РЕШЕНИЕ СУДА
Однако арбитры заняли сторону контролеров. И вот почему.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу. При этом помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:
– быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
– располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий;
– иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
– закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
– оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;
– иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
– располагать исправным огнетушителем.
В данном случае такие требования не были выполнены турфирмой: она арендовала офис, причем у нее не было согласия на переоборудование арендуемого помещения для создания внутри него отдельного помещения кассы. В офисе был установлен домофон, будки круглосуточной охраны, пожарно-охранная сигнализация и кнопки тревожной сигнализации. Фирма сочла это достаточным для того, чтобы обеспечить сохранность денежных средств, получаемых за путевки от клиентов.
Однако суд высказал иное мнение: независимо от того, в каком помещении располагается касса (в собственном или арендованном), она должна быть оборудована по всем правилам. А поскольку этого не было сделано, арбитры признали штраф, наложенный на турфирму, правомерным.
ВЫВОДЫ
Большинство турфирм арендуют офис для своей деятельности. Поэтому, заключая договоры аренды, в них нужно прописать, что турфирма переоборудует одно из помещений под кассу. Такие работы рассматриваются как неотделимые улучшения арендованного имущества. И для их налогового учета в договоре нужно указать, как они будут финансироваться – возместит ли их стоимость арендодатель или же такие работы будут покрываться за счет средств турфирмы. Ведь в последнем случае она сможет амортизировать неотделимые улучшения в течение всего срока аренды офиса, признавая такие расходы в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ).
Если договор аренды заключен на неопределенный срок, то амортизация по неотделимым улучшениям, стоимость которых арендодатель не возмещает, учитывается арендатором в расходах до тех пор, пока одна из сторон не объявит о расторжении договора аренды. Такие разъяснения приведены ФНС России в письме от 24 мая 2010 г. № ШС-37-3/2340@.
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №9, сентябрь 2010 г.
Комментарии
7Кто на ИП это особо не какается,
Надо такую кассу в каждом суде оборудовать - и сажать туда судей-идиотов. Вместе с придурками-контролерами. А ЦБ, который всю эту хрень придумал, пусть их караулит.
Вообще-то как раз Президиум ВАС в июне этого года сказал прямо обратное - не распространяется ;)