Учет в туризме

Квитанция электронного билета – документ строгой отчетности

Квитанция электронного билета с 11 июля 2010 года стала документом строгой отчетности, который могут применять при продаже авиаперевозок организации и индивидуальные предприниматели. Рассмотрим, при каких условиях квитанцию могут применять при наличных расчетах с пассажирами транспортные агентства и турфирмы.

Квитанция электронного билета с 11 июля 2010 года стала документом строгой отчетности, который могут применять при продаже авиаперевозок организации и индивидуальные предприниматели. Рассмотрим, при каких условиях квитанцию могут применять при наличных расчетах с пассажирами транспортные агентства и турфирмы.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов…», организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ, если при этом выдается бланк строгой отчетности. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение).

Согласно пункту 5 Положения, если в соответствии с законодательством федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы власти утверждают указанные формы бланков документов. Статьей 786 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Таким образом, с учетом Положения при выдаче документа строгой отчетности, соответствующего утвержденной Минтрансом России форме, применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Минтранс России в целях оказания услуг пассажирам, а также взимания сборов и платы установил форму электронного многоцелевого документа (приказ от 18 мая 2010 г. № 116). Электронный многоцелевой документ формируется с использованием автоматизированной системы. Такой документ содержит квитанцию, электронный стоимостный, электронный контрольный, а также электронный агентский купоны. Квитанция многоцелевого документа является документом строгой отчетности и может применяться для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Следующим распоряжением Минтранс России внес изменения в приказ № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (приказ от 18 мая 2010 г. № 117). В соответствии с ними маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции была утверждена в качестве документа строгой отчетности при наличных денежных расчетах и расчетах с применением платежных карт организаций и индивидуальных предпринимателей с пассажирами.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, реализующие авиаперевозки за наличный расчет и по платежным картам, могут использовать маршрут/квитанцию электронного пассажирского билета в качестве бланка строгой отчетности без применения контрольно-кассовой техники.

ПРОДАЖА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ
В настоящее время еще нет разъяснений Минтранса России по вопросам применения организациями и индивидуальными предпринимателями маршрут/квитанции электронного пассажирского билета в качестве БСО и порядка предоставления информации из автоматизированной системы перевозчика. При этом пунктом 12 Положения определено, что организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны предоставлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

Очевидно, что такую информацию могут предоставить только те организации, которые состоят в договорных отношениях с перевозчиком или агентом перевозчика, бронируют места и выкупают авиабилеты через системы бронирования.

Как правило, авиабилеты продают населению транспортные агентства и турфирмы.

Чаще всего организации заключают с авиакомпаниями посреднические договоры. По таким договорам организация, выполняя роль посредника, обязуется оформить и продать авиабилеты по требованиям и правилам, устанавливаемым авиакомпанией. За свои услуги организация получает агентское вознаграждение от авиакомпании, которое будет являться ее доходом. Причем по правилам многих авиакомпаний вознаграждение посредника входит в стоимость авиаперелета, указываемой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета. Обычно прямые договоры с авиакомпаниями заключают более крупные агентства. Они бронируют места и выкупают авиабилеты через системы бронирования.

Как правило, в договоре между перевозчиком и агентом, реализующим авиабилеты, оговаривается, что перевозчик предоставляет агенту доступ в автоматизированную систему бронирования, используемую перевозчиком, либо обязанность агента иметь систему бронирования, используемую данным перевозчиком. Агент имеет в системе бронирования идентификационный номер (валидатор), проставляемый на бланках строгой отчетности. Причем такой номер присваивается каждому филиалу агента. Многие из таких агентств являются членами Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА). Членство в ИАТА позволяет заключать прямые договоры с авиакомпаниями, являющимися членами ИАТА, бронировать и выписывать билеты на их рейсы. Получить доступ к системе можно, заключив договор на доступ к автоматической системе бронирования (АСБ).

Небольшие агентства обычно осуществляют бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпаний, имеющих договоры с авиаперевозчиками. Такие агентства заключают с прямыми агентами перевозчика субагентские договоры. При бронировании электронных билетов они применяют номер агента, заключившего с ним договор.

Таким образом, продавать авиаперевозки за наличный расчет с применением в качестве БСО маршрут/квитанции могут агентства и турфирмы, которые бронируют места через систему бронирования и имеют в ней свой номер. Однако, если стоимость заказа пассажира включает дополнительные услуги агентства или турфирмы, то есть превышает стоимость заказа, указанную в маршрут/квитанции, следует применять ККТ.

Если турфирма реализует авиабилеты в составе турпродукта, то при наличных расчетах с населением можно применять БСО «Туристская путевка» (она утверждена приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н).

При осуществлении наличных расчетов с применением маршрут/квитанции необходимо определиться с порядком оприходования денежных средств в кассу организации и отчетными документами. Выбранный порядок учета денежных средств рекомендуем отразить в учетной политике организации, приказе или ином распорядительном документе. Очевидно, что при каждой продаже надо распечатывать маршрут/квитанцию. В конце дня следует составить реестр документов и приложить к нему маршрут/квитанции. Кроме этих документов необходимо сформировать в системе бронирования и распечатать отчет по продажам.

Можно приходовать в кассу денежные средства при каждой продаже электронного билета. В приходном кассовом ордере в качестве основания платежа следует указывать номер билета, а также фамилию, имя и отчество пассажира. При больших объемах продаж рекомендуем приходовать деньги в конце дня по реестру.

Требования выписывать БСО при оплате услуг платежными картами определены пунктом 20 Положения. Однако они соответствуют ситуации, когда организация применяет свои БСО, изготовленные в типографии. Так как из системы бронирования выводится отдельный реестр по кредитным картам, квитанции по картам распечатываем и храним обособленно от тех, по которым получили наличные денежные средства. Кроме того, при расчетах с применением карт рекомендуем руководствоваться разъяснениями Минтранса России и налоговых органов.

Маршрут/квитанции электронного пассажирского билета подтверждают расходы
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. Пассажиры, которым необходимо подтвердить расходы на перевозку, например, перед бухгалтерией, смогут использовать для этого квитанцию электронного авиабилета.
Кроме того, утверждение электронного билета в качестве документа строгой отчетности позволит приобретать услуги по воздушной перевозке и получать документ строгой отчетности в офисе или дома, распечатав направленную на его электронный адрес квитанцию электронного билета.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №9, сентябрь 2010 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию