Учет в торговле

Мерчандайзинг. Как признать расходы?

Как показывает практика, розничные торговые компании часто оказывают своим поставщикам – оптовым фирмам или производителям товаров – услуги мерчандайзинга. А вот порядок признания затрат в таком случае вызывает немало споров. Свою точку зрения по данному вопросу высказали финансисты.
Как показывает практика, розничные торговые компании часто оказывают своим поставщикам – оптовым фирмам или производителям товаров – услуги мерчандайзинга. А вот порядок признания затрат в таком случае вызывает немало споров. Свою точку зрения по данному вопросу высказали финансисты.
Финансисты: мерчандайзинг – нормируемая реклама
Мерчандайзинг – услуги, направленные на повышение привлекательности и доступности товаров для конечного потребителя. Например, приоритетная выкладка продукции, размещение ее полной ассортиментной линейки, поддержание необходимого запаса товара в торговом зале и т. д. Именно в таком контексте услуги мерчандайзинга были рассмотрены в письме Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294.

По мнению финансистов, данные услуги осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Поэтому подобные затраты по оплате действий покупателя – организации розничной торговли в рамках договора розничной купли-продажи не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

Однако на практике могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика. Такое соглашение имеет признаки договора возмездного оказания услуг.

В этом случае специалисты главного финансового ведомства делают такие выводы: если у заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя) способствуют привлечению внимания к его товарам, тогда они могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Правда, такие расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в пределах 1 процента от выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Мнения судей расходятся
К сожалению, среди судей нет единства по данному вопросу. Однако есть и интересные прецеденты. Рассмотрим их.

Мерчандайзинговые услуги экономически обоснованы
Прежде всего обратимся к постановлению Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09. В нем подчеркивается, что, производя расходы на продвижение товара на рынке, поставщики не теряют коммерческого интереса к нему и после заключения договора поставки, а преследуют цель увеличения объема продаж. Именно для этого они прибегают к мерчандайзинговым услугам, способствующим тому, чтобы в розничном магазине в максимальном объеме реализовывалась полученная от данного поставщика продукция, а розничный продавец в дальнейшем приобретал бы товар данного производителя. А значит, расходы на мерчандайзинг, безусловно, имеют производственную направленность и тесно связаны с деятельностью по извлечению прибыли (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

На основании этого арбитры приходят к заключению, что у чиновников отсутствуют правовые основания для отказа в признании таких расходов в качестве экономически оправданных и обоснованных. Аналогичные выводы сделаны и в постановлении ФАС Поволжского округа от 16 сентября 2008 г. по делу № А49-395/08.

Мерчандайзинг – рекламные расходы
Некоторые судьи придерживаются той же точки зрения, что и финансисты. А именно: оплату услуг по мерчандайзингу нужно рассматривать в качестве рекламных расходов. Так, арбитры не соглашаются с налоговиками, стремящимися вообще запретить компаниям признавать затраты на мерчандайзинг в целях налогообложения прибыли (постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2010 г. № КА-А40/1561-10).

Маркетинговые услуги – это материальные расходы?
Интересную позицию заняли судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 25 марта 2010 г. № А12-17138/2009.

Рассматривая спорную ситуацию, сложившуюся у организации на «упрощенке», суд пришел к выводу, что маркетинговые услуги – хотя они и не упомянуты прямо в перечне «разрешенных» затрат в статье 346.16 Налогового кодекса РФ – можно признать в составе материальных расходов. Ведь оказанные сторонними организациями маркетинговые услуги носят производственный характер (подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Такая точка зрения интересна и тем, кто применяет общий режим. Ведь если классифицировать затраты на маркетинг и мерчандайзинг как материальные расходы (услуги сторонних организаций, носящие производственный характер), эти суммы можно признать в налоговом учете в полном объеме, без каких-либо нормирующих ограничений.

В налоговом учете материальные расходы (затраты на оплату услуг сторонних организаций, носящих производственный характер) не нормируются.

Судьи обращают внимание на документы
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2010 г. № А56-60357/2008 содержатся интересные указания в отношении документирования расходов на мерчандайзинг. Арбитражные судьи посчитали достаточным наличие следующих документов для принятия расходов на мерчандайзинг:
– договоры, заключенные на мерчандайзинг, и дополнительные соглашения к ним, касающиеся расшифровки состава услуг (а именно услуги по распространению рекламных материалов о продукции заказчика, по фирменной выкладке продукции заказчика в магазинах розничной торговли, по мониторингу цен продукции заказчика и мониторингу рекламной активности конкурентов заказчика в магазинах);
– отчеты о работе отдела мерчандайзинга за соответствующие месяцы;
– акты об оказании услуг;
– договоры возмездного оказания услуг (с дополнительными соглашениями) на проведение мониторинга производимой продукции, представленной в торговых точках;
– счета-фактуры, акты, отчеты по представленности продукции налогоплательщика в исследуемый период, а также служебные записки с предложениями, подготовленными по результатам проведения мониторинга за отчетный период, в том числе по корректировке отпускной цены на продукцию налогоплательщика.

Оформите отношения правильно
На оказание услуг мерчандайзинга следует заключить отдельный договор. Это особенно актуально при реализации продовольственных товаров. Ведь вступивший в силу с 1 февраля 2010 года Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ запрещает включать в цену договора поставки продовольственных товаров иные виды вознаграждения.

Также отдельно оговорено, что услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут предоставляться торговой фирмой на основании договоров возмездного оказания. А вот включение в договор поставки продовольственных товаров условий об оказании услуг по рекламированию товаров и маркетингу не допускается.

На правильность оформления договорных отношений обратил внимание и Минфин России в письме от 2 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/723.

Ведь по общему правилу розничный магазин, приобретая товары у поставщика, осуществляет их рекламу прежде всего с целью увеличения собственных продаж. А потому поставщику этих товаров, для того чтобы признать расходы обоснованными и учесть их в целях налогообложения прибыли в качестве нормируемых рекламных расходов, необходимо доказать, что дополнительно оплачиваемые действия покупателя составляют предмет отдельного договора на оказание рекламных услуг (услуг мерчандайзинга) и совершаются в интересах поставщика. В частности, способствуют привлечению внимания именно к товарам данного поставщика.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №9, сентябрь 2010 г.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.