Налог на прибыль

Транспортно-заготовительные расходы: порядок бухгалтерского и налогового учета

ООО «А» занимается продажей промышленного оборудования. Транспортные расходы относит к прямым расходам.
Транспортно-заготовительные расходы: порядок бухгалтерского и налогового учета
На фото Антон Денисов

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Олеси (г. Энгельс)

ООО «А» занимается продажей промышленного оборудования. Транспортные расходы относит к прямым расходам. Транспортные расходы подтверждаются следующими первичными документами: 1.акт оказания услуг от транспортной организации общей суммой за месяц, выставленный на последнее число месяца, 2.акт оказания услуг от организации сдающей в аренду транспортное средство с экипажем общей суммой, выставленный последним числом месяца, 3. акты оказания услуг от транспортной компании на каждую поставку ООО «А» *помимо товарных накладных на отгрузку товара.

В некоторых случаях выставляет акт выполненных работ с указанием транспортных расходов на доставку и договор об оказании транспортных услуг, по просьбе заказчика. Периодически указывает транспортные расходы отдельной строкой в товарной накладной. Но чаще всего учитывает стоимость доставки в стоимости продукции. В декларации по налогу на прибыль выручка от продажи оборудования указывается в строке «выручка от реализации покупных товаров», а выручка от оказания транспортных услуг отражается по строке «выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства».

Правомерно рассчитать процент выручки от реализации покупных товаров в общей сумме выручки, и именно этот процент транспортных расходов отнести к прямым относящимся к торговой деятельности и распределять их на остаток не реализованных товаров? А исходя из процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (транспортных услуг) в общей сумме выручки, процент транспортных расходов отнести к прямым расходам относящимся к оказанным услугам и полностью списывать их на себестоимость услуг, т.к. услуги оказаны полностью?

Хочу отметить, что выявить какая сумма транспортных расходов относится к конкретной поставке невозможно, т.к. акты от поставщиков услуг выставлены на общую сумму за прошедший месяц.

Приобретая материально-производственные запасы, необходимые для осуществления своей деятельности, организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи. Такие расходы носят название - транспортно-заготовительные расходы. В данном разделе рассмотрим: понятие транспортно-заготовительных расходов, состав ТЗР, а также порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.

В соответствии с п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н), транспортно-заготовительные расходы (далее - ТЗР) - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав ТЗР входят: - расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору; - расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников; - расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды); - наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям; - плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях; - плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету; - расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов; - стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли; - другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов, используя Примерную номенклатуру ТЗР, приведенную в Приложении 2 Методических указаний N 119н, и утвердить его в своей учетной политике. В бухгалтерском учете организации затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов (далее - МПЗ) до места их использования согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01), учитываются в стоимости приобретаемого сырья. Затраты по заготовке и доставке МПЗ, в частности, включают в себя: - расходы по страхованию; - затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; - затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором; - начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); - начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов.

Наряду с производственной деятельностью организации могут осуществлять торговую деятельность, например розничная продажа алкогольных напитков, сигарет, соков, минеральной воды и так далее. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 такие организации могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу. В соответствии с п. 83 Методических указаний N 119н ТЗР принимаются к учету путем: - отнесения ТЗР на отдельный счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" согласно расчетным документам поставщика; - отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 "Материалы"; - непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала. Это целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Если же организация приобретает материалы для перепродажи и включает расходы по доставке таких материалов на склад в издержки обращения, то она должна учитывать ТЗР по дебету счета 44 "Расходы на продажу", а в дальнейшем списать данные расходы в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж". Выбранный метод учета расходов по заготовке и доставке МПЗ в обязательном порядке должен быть отражен в учетной политике организации, используемой для целей бухгалтерского учета. Пример. Организация ООО "Омега" для последующей перепродажи приобрела партию материалов на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС 18% - 1800 руб.). Расходы по доставке товаров до склада составили 2360 руб. (в том числе НДС 18% - 360 руб.).

Предположим, что учетной политикой ООО "Омега" предусмотрено, что расходы по доставке включаются в стоимость материалов, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Тогда в бухгалтерском учете ООО "Омега" будут сделаны следующие записи: Дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 10 000 руб. - отражена покупная стоимость материалов; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1800 руб. - учтен НДС по приобретенным материалам; Дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 2000 руб. - учтены в стоимости материалов расходы по их доставке; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 360 руб. - учтен НДС по доставке материалов; Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" - 12 000 руб. (10 000 руб. + 2000 руб.) - отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад; Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) - принят к вычету НДС; Дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) - погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке. Допустим, что учетной политикой ООО "Омега" предусмотрено, что расходы по доставке и заготовке материалов учитываются в составе расходов на продажу. В бухгалтерском учете это будет отражено следующим образом: Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 10 000 руб. - отражена покупная стоимость материалов; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1800 руб. - учтен НДС по приобретенным материалам; Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 2000 руб. - отражены расходы по доставке материалов; Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 360 руб. - учтен НДС по доставке материалов; Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) - принят к вычету НДС; Дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) - погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке. В соответствии с п. п. 87, 88 Методических указаний N 119н ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному распределению пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущей суммы ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР в стоимости материалов допускается применять следующие упрощенные варианты: - при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и увеличение стоимости проданных материалов; - удельный вес ТЗР (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц; - в течение текущего месяца ТЗР могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца.

Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца; - ТЗР могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры ТЗР отличаются от нормативных, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределяемой суммы ТЗР корректируется, то есть увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде).

Остатки ТЗР на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах; - ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5%. Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в ее учетной политике.

Порядок отражения ТЗР в налоговом учете организации зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Суммы расходов на доставку покупных товаров (материалов), предназначенных для дальнейшей реализации, до склада в случае если эти расходы не включены в цену приобретения таких материалов, относятся к прямым расходам согласно ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: 1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце; 2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца; 3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров; 4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца. Пример. Организация ООО "Мир" учитывает расходы по доставке материалов в составе расходов на продажу. Допустим, что остаток по счету 44 "Расходы на продажу" на начало текущего месяца составил 20 000 руб., расходы на доставку товаров от поставщика за текущий месяц равны 40 000 руб. Остаток материалов на начало текущего месяца составил 100 000 руб.

За текущий месяц поступило материалов для перепродажи на сумму 500 000 руб., реализовано товаров на сумму 400 000 руб. Следовательно, остаток нереализованных материалов на конец текущего месяца будет равен: 200 000 руб. (100 000 руб. + 500 000 руб. - 400 000 руб.). Сумма транспортных расходов, которая должна быть списана за текущий месяц, рассчитывается следующим образом: 1) сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит: 60 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб.); 2) сумма товаров, реализованных в текущем месяце, и остатка нереализованных товаров на конец месяца будет равна: 600 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб.); 3) средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров составит: 10% ((60 000 руб. / 600 000 руб.) x 100%); 4) сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, на конец текущего месяца будет равна: 20 000 руб. (200 000 руб. x 10%); 5) сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем месяце, составит: 40 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб. - 20 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО "Мир" списание транспортных расходов за текущий месяц отразится следующей проводкой: Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 44 "Расходы на продажу" - 40 000 руб. - списаны транспортные расходы на себестоимость продаж. Таковы основные особенности отражения транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс