Учреждения обязаны вести и составлять сметы в том порядке, который до них доводит главный распорядитель бюджетных средств (учреждение должно находиться в его ведении). Такие правила установлены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н. Итак, Минобрнауки России, являясь главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, разработало для них соответствующий порядок (приказ от 21 июня 2010 г. № 662).
Прежде всего следует отметить, что сметы составляются на основании доведенных до учреждений в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. То есть показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов и кодов статей и подстатей КОСГУ.
Смету составляют в двух экземплярах, подписывает документ руководитель планово-финансовой службы. Также ее может подписать лицо, уполномоченное и утвержденное руководителем учреждения. Один экземпляр утвержденной сметы остается в учреждении. Второй направляют в департамент организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов министерства. На это дается три дня с момента утверждения сметы.
Учреждения могут вносить изменения в утвержденную смету. Это делается путем увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений.
Согласно вновь утвержденному документу, показатели бюджетной сметы могут увеличиваться (уменьшаться) в пределах доведенных объемов сметных назначений в случаях:
— изменения доведенного учреждениям в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств;
— изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации (кроме КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи министерства и лимитов бюджетных обязательств;
— изменяющих распределение сметных назначений по КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи министерства и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;
— изменяющих распределение сметных назначений по КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.
Если в ходе исполнения сметы на 2010 год образовалась экономия по отдельным расходам, руководство учреждения представляет предложение (заявку) на изменение бюджетной сметы. Оно направляется в письменном виде главному распорядителю:
— до 10 октября текущего финансового года (о перераспределении сметных назначений по кодам статей и подстатей КОСГУ, требующим изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств);
— ежеквартально до 20-го числа последнего месяца текущего квартала (о перераспределении сметных назначений по кодам подстатей КОСГУ, не требующим изменения показателей бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств).
Если данные сроки будут пропущены, предложение не рассматривается.
Тем учреждениям, которые захотят уменьшить расходы по кодам КОСГУ, надо учесть, что делать это можно, только если они примут обязательство не допустить образования кредиторской задолженности по уменьшаемым расходам. Если главный распорядитель примет положительное решение, то об этом он должен сообщить учреждению в течение пяти рабочих дней. В данном случае в адрес образовательного учреждения направляется уведомление о бюджетных ассигнованиях.
Итак, учреждение составляет внебюджетную смету в соответствии с приказом Минобрнауки России от 21 мая 2010 г. № 560. Согласно ему, смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности состоит из следующих разделов.
I. Остаток средств на начало текущего финансового года.
II. Доходы по кодам классификации доходов бюджетной классификации Российской Федерации.
III. Расходы по кодам классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации.
IV. Источники финансирования дефицита.
Изначально при составлении сметы следует указать остаток средств по приносящей доход деятельности, учитываемый на лицевом счете на 1 января текущего финансового года. При этом источник, за счет которого он образовался, не указывается. После чего в разделе II «Доходы по кодам классификации доходов бюджетной классификации РФ» показывают ожидаемые в текущем финансовом году поступления денежных средств по всем источникам в структуре показателей классификации доходов бюджетов. Заполнение раздела «Доходы по кодам классификации доходов бюджетной классификации РФ» должно соответствовать доходам, предусмотренным генеральным разрешением и уставом учреждения.
Для заполнения раздела II сметы доходов и расходов предусмотрено заполнение приложения «Сведения об источниках образования средств, полученных от приносящей доход деятельности в 201 _ году».
Отметим, что расходная часть сметы формируется в разрезе кодов КОСГУ без отнесения расходов к конкретным источникам средств. Общая сумма расходов по смете по соответствующим кодам КОСГУ не должна быть меньше сумм принятых обязательств, источником финансового обеспечения которых являются средства от приносящей доход деятельности согласно разрешению (п. 8 приказа № 560). Однако в данном приказе не предусмотрено выполнение требований налогового законодательства, на основании которого уплата налогов, не включаемых в состав расходов (налога на прибыль, НДС), отражается со знаком «минус» по соответствующим кодам доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Следовательно, суммы налога на прибыль и НДС не увеличивают расходную часть, а уменьшают доходную.
В разделе IV «Источники финансирования дефицита» предусматриваются суммы доходов от операций с ранее приобретенными ценными бумагами (продажи, погашения акций, облигаций, векселей) по кодам классификации источников внутреннего финансирования.
Смета составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем планово-финансовой службы. Также ее может подписать лицо, уполномоченное и утвержденное руководителем учреждения. Один экземпляр остается в учреждении. Второй —представляется в территориальный орган Федерального казначейства.
Учреждения, имеющие обособленные структурные подразделения, наделенные в соответствии с утвержденными положениями об этих подразделениях имуществом, находящимся в оперативном управлении, и их обособленные подразделения в разделе IV сметы доходов и расходов указывают суммы перечислений денежных средств между учреждениями и их обособленными подразделениями по соответствующему коду увеличения (уменьшения) прочих остатков денежных средств.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №10, октябрь 2010 г.
Начать дискуссию