— Сергей Викторович, в сентябре были существенно увеличены многие штрафы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Скажите, чем были вызваны эти изменения?
— Напомню, что первоначальные размеры штрафов были установлены еще в 1998 году. В этом году в связи с изменением уровня цен произошла их индексация.
Добавлю также, что были уточнены составы некоторых правонарушений. Ведь за неисполнение некоторых обязанностей ответственность не была установлена в принципе. Например, за то, что компания со средней численностью персонала более 100 человек не представляет отчетность в электронном виде. Или за то, что организация не удержала НДФЛ из доходов своих сотрудников. Кроме того, появился штраф за отсутствие налогового учета на предприятии.
— Другая поправка, недавно вступившая в силу: теперь кодекс позволяет налогоплательщикам выставлять электронные счета-фактуры. Скажите, когда компании смогут в полной мере воспользоваться этой новой возможностью?
— Действительно, со 2 сентября 2010 года создана законодательная основа для того, чтобы составлять и передавать счета-фактуры в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.
В настоящее время Минфином России уже подготовлен порядок, который позволит компаниям реализовать новый механизм на практике. Мы надеемся, что до конца текущего года все подзаконные акты для внедрения электронного документооборота счетов-фактур будут приняты.
— От уже принятых поправок перейдем к проектам. Один из самых громких и «долгоиграющих» — закон о трансфертном ценообразовании. Когда же он наконец будет принят?
— Осенью текущего года. Государственная дума рассмотрит этот законопроект одновременно с проектом закона о консолидированной группе налогоплательщиков.
— Планируются ли изменения в главу 28 Налогового кодекса «Транспортный налог»? Летом активно обсуждали сразу несколько законопроектов, в том числе о снижении налога…
— Да. Базовая ставка для автотранспортных средств снизится в два раза. При этом субъекты Российской Федерации смогут устанавливать пониженные ставки налога, вплоть до нулевой — для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно.
Данные изменения обусловлены в первую очередь повышением ставок акцизов на нефтепродукты. Это мера компенсационного характера.
— Еще один обсуждаемый проект –– о налоге на недвижимость. Этим налогом планируется заменить налог на землю и налог на имущество. Чем он будет отличаться? И когда ждать изменений?
— Принципиальное различие в том, что рассчитываться новый налог будет исходя из кадастровой стоимости имущества (земли и объектов недвижимости).
Базовая ставка налога будет определена на федеральном уровне. Однако органы государственной власти на местах смогут ее корректировать.
Ввести налог на недвижимость планируется не раньше 2013 года.
— Последний вопрос. В начале года был введен порядок ускоренного возмещения НДС. Скажите, работает ли он на практике? И планирует ли Минфин вносить какие-то поправки в принятые правила?
— Сложившаяся к настоящему времени практика показывает, что данный механизм работает и вполне активно развивается. В настоящее время изменений, связанных с введением новых форм ускоренного возмещения НДС, Минфин России не предполагает.
Коротко о важном
— Почему увеличили налоговые штрафы?
— В связи с изменением уровня цен произошла их индексация.
— Ставку транспортного налога снизят?
— На федеральном уровне ставки уменьшатся в два раза.
— Когда введут налог на недвижимость?
— Не раньше 2013 года.
Статья напечатана в журнале "Главбух" № 20, 2010
Начать дискуссию