Рассмотрим основные вопросы, которые могут возникнуть при применении на практике положений закона о размещении заказов в случае подачи заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Ведь с 1 января следующего года электронный аукцион станет главным способом закупок для всех государственных и муниципальных учреждений.
ОПРЕДЕЛЕНЫ УСЛОВИЯ ДОПУСКА К УЧАСТИЮ В ТОРГАХ
Первое, на что следует обратить внимание, это организационная подготовка. Для участия в торгах поставщики сначала должны получить электронные цифровые подписи (ЭЦП) на своих представителей, а затем пройти специальную процедуру аккредитации на соответствующих электронных площадках.
Своевременно получите электронную цифровую подпись
В отношении получения ЭЦП у учреждений не должно возникнуть трудностей, поскольку получаемые в Федеральном казначействе сертификаты ключей подписей, используемые учреждениями при работе в качестве заказчиков, в полной мере подходят для совершения действий и в качестве участников торгов.
Следует отметить, что порядок использования электронно-цифровой подписи регламентируется в настоящее время нормами Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Следует отметить, что порядок использования электронно-цифровой подписи регламентируется в настоящее время нормами Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Проходим аккредитацию
А вот прохождение аккредитации на электронной площадке является новой для учреждений процедурой. Обратите внимание: данная операция будет обязательна: без нее не получится не только подать заявку на участие в аукционе, но и обратиться на электронную площадку за разъяснением положений заинтересовавшей учреждение документации об аукционе. Без прохождения аккредитации учреждению будет доступен только поиск и просмотр проводимых на электронных площадках торгов.
И еще. Помните, что регистрация учреждения на площадке в качестве заказчика не приравнивается к получению аккредитации и не дает права подавать заявки на участие в аукционах на этой площадке. То есть бюджетное учреждение будет, с одной стороны, регистрироваться на площадках для проведения своих аукционов в качестве заказчика, а с другой стороны, должно пройти процедуру аккредитации на площадке, если планирует подать заявку на участие в аукционе, проводимом другим заказчиком.
Порядок и сроки прохождения аккредитации, перечень необходимых документов указаны в статье 41.3 закона о госзакупках. Формы и образцы отдельных документов можно увидеть на сайтах самих электронных площадок. Среди документов, требуемых для аккредитации, предусмотрены стандартные (устав, выписка из реестра юридических лиц, документы, подтверждающие полномочия представителей организации и т. п.) и относительно новые. Например, согласно пункту 8 части 2 статьи 41.3 закона о размещении заказов, требуется представить решение об одобрении сделок по результатам электронных аукционов с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. Порядок принятия такого решения зависит от требований законодательства и учредительных документов конкретной организации: например, это может быть одобрение учредителя или единоличное решение руководителя.
Причем при аккредитации не обязательно представлять одобрение сделок именно от учредителя. Письма-заявления руководителя учреждения, в котором в свободной форме выражено согласие на совершение на электронной площадке сделок «с максимальной ценой одной такой сделки не более__рублей» будет достаточно. Сумму сделки в таком письме лучше указать в размере, соответствующем начальным ценам контрактов, на заключение которых планирует претендовать учреждение.
И еще. Помните, что регистрация учреждения на площадке в качестве заказчика не приравнивается к получению аккредитации и не дает права подавать заявки на участие в аукционах на этой площадке. То есть бюджетное учреждение будет, с одной стороны, регистрироваться на площадках для проведения своих аукционов в качестве заказчика, а с другой стороны, должно пройти процедуру аккредитации на площадке, если планирует подать заявку на участие в аукционе, проводимом другим заказчиком.
Порядок и сроки прохождения аккредитации, перечень необходимых документов указаны в статье 41.3 закона о госзакупках. Формы и образцы отдельных документов можно увидеть на сайтах самих электронных площадок. Среди документов, требуемых для аккредитации, предусмотрены стандартные (устав, выписка из реестра юридических лиц, документы, подтверждающие полномочия представителей организации и т. п.) и относительно новые. Например, согласно пункту 8 части 2 статьи 41.3 закона о размещении заказов, требуется представить решение об одобрении сделок по результатам электронных аукционов с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. Порядок принятия такого решения зависит от требований законодательства и учредительных документов конкретной организации: например, это может быть одобрение учредителя или единоличное решение руководителя.
Причем при аккредитации не обязательно представлять одобрение сделок именно от учредителя. Письма-заявления руководителя учреждения, в котором в свободной форме выражено согласие на совершение на электронной площадке сделок «с максимальной ценой одной такой сделки не более__рублей» будет достаточно. Сумму сделки в таком письме лучше указать в размере, соответствующем начальным ценам контрактов, на заключение которых планирует претендовать учреждение.
Порядок обновления документов
В отношении документов, подаваемых при аккредитации учреждениям, следует учитывать следующее. С одной стороны, в законе о гоасзакупках не предусмотрена периодичность обязательного обновления документов, представленных при аккредитации. Например, при первоначальной подаче документов выписка из реестра юридических лиц должна быть с датой выдачи не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения за аккредитацией. Однако впоследствии учреждение не обязано следить за этим сроком и каждые полгода представлять новую выписку. В результате по прошествии времени будет считаться надлежащей выписка годичной и даже большей давности.
Но, с другой стороны, законом о госзакупках на участника, получившего аккредитацию, возложена обязанность по уведомлению электронной площадки о внесении изменений в ранее представленные документы и сведения. То есть если в устав учреждения были внесены изменения, то после их регистрации необходимо незамедлительно представить на электронную площадку новый устав (изменения в него), а также новую выписку из реестра юридических лиц.
В случае если участник не сообщит об изменении своих данных, его заявка может быть признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям документации об аукционе и быть отклонена (если комиссия обнаружит такое несоответствие).
Все документы для аккредитации представляются на электронные площадки в сканированном виде и подписываются электронной цифровой подписью ответственного лица учреждения. Процедура аккредитации проводится бесплатно (причем на срок — три года).
Перед истечением срока аккредитации следует подать полный комплект документов на новую аккредитацию. Важно помнить, что если учреждение интересуется аукционами сразу на нескольких площадках, то необходимо пройти аккредитацию на каждой из них.
Но, с другой стороны, законом о госзакупках на участника, получившего аккредитацию, возложена обязанность по уведомлению электронной площадки о внесении изменений в ранее представленные документы и сведения. То есть если в устав учреждения были внесены изменения, то после их регистрации необходимо незамедлительно представить на электронную площадку новый устав (изменения в него), а также новую выписку из реестра юридических лиц.
В случае если участник не сообщит об изменении своих данных, его заявка может быть признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям документации об аукционе и быть отклонена (если комиссия обнаружит такое несоответствие).
Все документы для аккредитации представляются на электронные площадки в сканированном виде и подписываются электронной цифровой подписью ответственного лица учреждения. Процедура аккредитации проводится бесплатно (причем на срок — три года).
Перед истечением срока аккредитации следует подать полный комплект документов на новую аккредитацию. Важно помнить, что если учреждение интересуется аукционами сразу на нескольких площадках, то необходимо пройти аккредитацию на каждой из них.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ ОПРЕДЕЛЕН
В настоящее время работают три электронные площадки, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 755-р. К ним относятся:
— ГУП «Агентство по государственному заказу, информационной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (http://etp.zakazrf.ru);
— ОАО «Единая электронная торговая площадка» (http://www.roseltorg.ru);
— ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (http://www.sberbank-ast.ru).
В ближайшее время к ним должны присоединиться и начать свою работу еще две площадки:
— ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (http://etp-micex.ru);
— ООО «РТС-тендер» (http://www.rts-tender.ru).
Информация об этом появится на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (http://www.zakupki.gov.ru). В совокупности пять указанных площадок были определены по результатам конкурсного отбора, проведенного совместно Минэкономразвития и ФАС России в ноябре 2009 — январе 2010 года. Учреждение самостоятельно решает, на скольких и на каких площадках получить аккредитацию. Если учреждение нацелено на аукционы, проводимые конкретным заказчиком, то можно пройти аккредитацию только на площадке, где работает данный заказчик.
Если учреждение заинтересовано во всех аукционах по своему профилю деятельности, лучше получить аккредитацию на всех площадках.
— ГУП «Агентство по государственному заказу, информационной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (http://etp.zakazrf.ru);
— ОАО «Единая электронная торговая площадка» (http://www.roseltorg.ru);
— ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (http://www.sberbank-ast.ru).
В ближайшее время к ним должны присоединиться и начать свою работу еще две площадки:
— ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» (http://etp-micex.ru);
— ООО «РТС-тендер» (http://www.rts-tender.ru).
Информация об этом появится на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (http://www.zakupki.gov.ru). В совокупности пять указанных площадок были определены по результатам конкурсного отбора, проведенного совместно Минэкономразвития и ФАС России в ноябре 2009 — январе 2010 года. Учреждение самостоятельно решает, на скольких и на каких площадках получить аккредитацию. Если учреждение нацелено на аукционы, проводимые конкретным заказчиком, то можно пройти аккредитацию только на площадке, где работает данный заказчик.
Если учреждение заинтересовано во всех аукционах по своему профилю деятельности, лучше получить аккредитацию на всех площадках.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ В ТОРГАХ
Далее рассмотрим вопросы, связанные с финансовым обеспечением участия бюджетных учреждений в электронных торгах.
Во-первых, обязательным условием получения аккредитации является открытие учреждению оператором электронной площадки специального счета для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме. Данный счет открывается и ведется оператором электронной площадки в рамках собственного счета в коммерческом банке. Однако, согласно бюджетному законодательству, бюджетному (а с нового года и казенному) учреждению разрешается открывать счета только в органе Федерального казначейства. В настоящее время данная проблема законодательно не решена.
Скорее всего на практике это не будет восприниматься как нарушение бюджетной дисциплины, поскольку открытие счета возможно только на пяти специально отобранных Минэкономразвития и ФАС России площадках. И каждая из них находится под пристальным вниманием и контролем со стороны государственных органов.
Во-вторых, согласно части 5 статьи 41.1 закона о госзакупках, в электронных аукционах всегда устанавливается требование о предоставлении участниками денежного обеспечения подаваемых ими заявок на участие в аукционе. Минимальный размер такого обеспечения составляет 0,5 процента начальной цены контракта. Максимальное значение обеспечения заявки — 5 процентов начальной цены контракта. Конкретный размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком при объявлении аукциона. Средства для обеспечения заявки заранее вносятся участником на счет, открытый ему при получении аккредитации (то есть учреждению придется перевести из казначейства и хранить на таком счете необходимую сумму). Затем при подаче заявки денежные средства в соответствующем размере блокируются на счете участника.
В случае уклонения от заключения контракта по результатам аукциона эти суммы списываются и перечисляются в доход бюджета. В иных случаях обеспечение заявки возвращается участнику, после чего учреждение вправе перевести эти средства обратно в казначейство либо оставить для дальнейшего использования на этой же электронной площадке. Срок блокировки обеспечения заявки в среднем будет составлять не менее 20 календарных дней.
В связи с этим учреждению необходимо будет найти свободные средства для их внесения в качестве обеспечения заявки, а также решить в казначействе вопрос с основаниями и порядком оформления такого перечисления. Отметим, что бюджетное учреждение может внести такие средства за счет приносящей доход деятельности. А вот для будущих казенных учреждений выделения средств на эти цели пока не предусмотрено. Помните, что в случае признания учреждения уклонившимся от заключения контракта учреждению необходимо будет оправдать и оформить в своем бухгалтерском учете списание («потерю») средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.
В-третьих, согласно части 17 статьи 41.12 закона о госзакупках, после заключения контракта с победителем оператор электронной площадки списывает с его счета плату за участие в электронном аукционе. Размер такой платы является небольшим, но это не отменяет необходимость оформления учреждением данной расходной операции. Например, в настоящее время на площадке ГУП «Агентство по государственному заказу, информационной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» плата лица, с которым заключается контракт, за один аукцион (контракт) составляет 2950 руб. На площадке Росэлторг (г. Москва) данная сумма равна 3000 руб. На площадке ЗАО «Сбербанк — АСТ» так же — 3000 руб. (все суммы включают в себя НДС — 18%). Предполагается, что в будущем размеры платы будут сначала снижены, а затем вовсе отменены (в течение одного-двух лет). Однако до тех пор учреждению необходимо будет в своей смете расходов планировать средства на эти цели, а также оправдывать (обосновывать) данные расходы соответствующими документами. Отметим, что действующими регламентами работы электронных площадок к оформлению (между площадкой и победителем) предусмотрено, как правило, наличие акта оказанных услуг и счета-фактуры.
Во-первых, обязательным условием получения аккредитации является открытие учреждению оператором электронной площадки специального счета для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме. Данный счет открывается и ведется оператором электронной площадки в рамках собственного счета в коммерческом банке. Однако, согласно бюджетному законодательству, бюджетному (а с нового года и казенному) учреждению разрешается открывать счета только в органе Федерального казначейства. В настоящее время данная проблема законодательно не решена.
Скорее всего на практике это не будет восприниматься как нарушение бюджетной дисциплины, поскольку открытие счета возможно только на пяти специально отобранных Минэкономразвития и ФАС России площадках. И каждая из них находится под пристальным вниманием и контролем со стороны государственных органов.
Во-вторых, согласно части 5 статьи 41.1 закона о госзакупках, в электронных аукционах всегда устанавливается требование о предоставлении участниками денежного обеспечения подаваемых ими заявок на участие в аукционе. Минимальный размер такого обеспечения составляет 0,5 процента начальной цены контракта. Максимальное значение обеспечения заявки — 5 процентов начальной цены контракта. Конкретный размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком при объявлении аукциона. Средства для обеспечения заявки заранее вносятся участником на счет, открытый ему при получении аккредитации (то есть учреждению придется перевести из казначейства и хранить на таком счете необходимую сумму). Затем при подаче заявки денежные средства в соответствующем размере блокируются на счете участника.
В случае уклонения от заключения контракта по результатам аукциона эти суммы списываются и перечисляются в доход бюджета. В иных случаях обеспечение заявки возвращается участнику, после чего учреждение вправе перевести эти средства обратно в казначейство либо оставить для дальнейшего использования на этой же электронной площадке. Срок блокировки обеспечения заявки в среднем будет составлять не менее 20 календарных дней.
В связи с этим учреждению необходимо будет найти свободные средства для их внесения в качестве обеспечения заявки, а также решить в казначействе вопрос с основаниями и порядком оформления такого перечисления. Отметим, что бюджетное учреждение может внести такие средства за счет приносящей доход деятельности. А вот для будущих казенных учреждений выделения средств на эти цели пока не предусмотрено. Помните, что в случае признания учреждения уклонившимся от заключения контракта учреждению необходимо будет оправдать и оформить в своем бухгалтерском учете списание («потерю») средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.
В-третьих, согласно части 17 статьи 41.12 закона о госзакупках, после заключения контракта с победителем оператор электронной площадки списывает с его счета плату за участие в электронном аукционе. Размер такой платы является небольшим, но это не отменяет необходимость оформления учреждением данной расходной операции. Например, в настоящее время на площадке ГУП «Агентство по государственному заказу, информационной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» плата лица, с которым заключается контракт, за один аукцион (контракт) составляет 2950 руб. На площадке Росэлторг (г. Москва) данная сумма равна 3000 руб. На площадке ЗАО «Сбербанк — АСТ» так же — 3000 руб. (все суммы включают в себя НДС — 18%). Предполагается, что в будущем размеры платы будут сначала снижены, а затем вовсе отменены (в течение одного-двух лет). Однако до тех пор учреждению необходимо будет в своей смете расходов планировать средства на эти цели, а также оправдывать (обосновывать) данные расходы соответствующими документами. Отметим, что действующими регламентами работы электронных площадок к оформлению (между площадкой и победителем) предусмотрено, как правило, наличие акта оказанных услуг и счета-фактуры.
НЮАНСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА В СЛУЧАЕ ПОБЕДЫ
Еще одним финансовым вопросом является предоставление учреждением (в случае своей победы) обеспечения исполнения контракта.
До настоящего времени бюджетные учреждения с этим не сталкивались. Ведь, согласно закону о госзакупках, они имели освобождение от предоставления обеспечения контракта (в отличие от автономных учреждений и частных организаций, которые всегда были обязаны предоставить заказчику в случае своей победы такое обеспечение).
Вместе с тем в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года государство больше не несет ответственности по обязательствам созданных им бюджетных учреждений. Такая ответственность осталась за государством только в отношении казенных учреждений.
Следствием этой реформы явилось внесение указанным документом изменений в закон о размещении заказов, согласно которым с 1 января 2011 года от предоставления обеспечения исполнения контракта освобождаются только казенные учреждения, а бюджетные учреждения при подписании контракта должны будут предоставить заказчику обеспечение наравне со всеми остальными участниками.
Причем в электронном аукционе обеспечение контракта устанавливается в размере не ниже предусмотренного по контракту размера аванса. Например: по контракту, который должен быть заключен по результатам электронного аукциона, установлен авансовый платеж. Следовательно, заказчик обязан предусмотреть требование к победителю о предоставлении обеспечения такого контракта в размере не менее чем размер аванса. В свою очередь бюджетное учреждение при победе в таком аукционе (до заключения контракта и до получения аванса) должно оформить и передать заказчику обеспечение такого контракта.
Обеспечение предоставляется одним из следующих способов по выбору победителя: безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства, передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Более дешевым из этих способов считается банковская гарантия. Однако процедура получения гарантии в банке может занять длительное время, в том числе потребовать оформление одобрения со стороны вышестоящей для учреждения организации. Кроме этого банки, как правило, предпочитают предоставлять гарантии только своим клиентам — организациям, имеющим расчетные счета в этом банке и совершающим по ним значительные оборотные операции, что неприменимо к бюджетным структурам.
Поэтому бюджетным учреждениям с 2011 года рекомендуется заранее прорабатывать свои возможности по предоставлению обеспечения контракта еще на стадии подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. Начинать эту работу в каждом конкретном случае необходимо с изучения положений документации о данном аукционе: именно в ней заказчик устанавливает (либо не устанавливает) требование об обеспечении контракта, а также указывает его размер.
До настоящего времени бюджетные учреждения с этим не сталкивались. Ведь, согласно закону о госзакупках, они имели освобождение от предоставления обеспечения контракта (в отличие от автономных учреждений и частных организаций, которые всегда были обязаны предоставить заказчику в случае своей победы такое обеспечение).
Вместе с тем в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2011 года государство больше не несет ответственности по обязательствам созданных им бюджетных учреждений. Такая ответственность осталась за государством только в отношении казенных учреждений.
Следствием этой реформы явилось внесение указанным документом изменений в закон о размещении заказов, согласно которым с 1 января 2011 года от предоставления обеспечения исполнения контракта освобождаются только казенные учреждения, а бюджетные учреждения при подписании контракта должны будут предоставить заказчику обеспечение наравне со всеми остальными участниками.
Причем в электронном аукционе обеспечение контракта устанавливается в размере не ниже предусмотренного по контракту размера аванса. Например: по контракту, который должен быть заключен по результатам электронного аукциона, установлен авансовый платеж. Следовательно, заказчик обязан предусмотреть требование к победителю о предоставлении обеспечения такого контракта в размере не менее чем размер аванса. В свою очередь бюджетное учреждение при победе в таком аукционе (до заключения контракта и до получения аванса) должно оформить и передать заказчику обеспечение такого контракта.
Обеспечение предоставляется одним из следующих способов по выбору победителя: безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства, передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Более дешевым из этих способов считается банковская гарантия. Однако процедура получения гарантии в банке может занять длительное время, в том числе потребовать оформление одобрения со стороны вышестоящей для учреждения организации. Кроме этого банки, как правило, предпочитают предоставлять гарантии только своим клиентам — организациям, имеющим расчетные счета в этом банке и совершающим по ним значительные оборотные операции, что неприменимо к бюджетным структурам.
Поэтому бюджетным учреждениям с 2011 года рекомендуется заранее прорабатывать свои возможности по предоставлению обеспечения контракта еще на стадии подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме. Начинать эту работу в каждом конкретном случае необходимо с изучения положений документации о данном аукционе: именно в ней заказчик устанавливает (либо не устанавливает) требование об обеспечении контракта, а также указывает его размер.
ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА
В дополнение к сказанному следует обратить внимание бюджетных учреждений еще на один важный момент: согласно положениям главы 3.1 закона о госзакупках, извещение и документация об аукционе в электронной форме подлежат размещению на официальном сайте.
Вместе с тем, согласно переходным положениям, до 1 января 2011 года при проведении электронного аукциона документы и сведения размещаются только на электронной площадке, на которой проводится такой аукцион (ч. 30 ст. 65 закона о госзакупках). То есть учреждению, желающему стать поставщиком по госзаказу, до 1 января 2011 года поиск интересующих извещений о проведении электронных аукционов следует осуществлять на сайтах всех работающих электронных площадок, а после указанной даты — только на одном — официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru).
Практика показывает, что участия в одном-двух аукционах достаточно, чтобы сотрудники поставщика (подрядчика, исполнителя) почувствовали удобство нового вида торгов — аукциона в электронной форме и принимали затем в них активное участие.
Вместе с тем, согласно переходным положениям, до 1 января 2011 года при проведении электронного аукциона документы и сведения размещаются только на электронной площадке, на которой проводится такой аукцион (ч. 30 ст. 65 закона о госзакупках). То есть учреждению, желающему стать поставщиком по госзаказу, до 1 января 2011 года поиск интересующих извещений о проведении электронных аукционов следует осуществлять на сайтах всех работающих электронных площадок, а после указанной даты — только на одном — официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru).
Практика показывает, что участия в одном-двух аукционах достаточно, чтобы сотрудники поставщика (подрядчика, исполнителя) почувствовали удобство нового вида торгов — аукциона в электронной форме и принимали затем в них активное участие.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2010 г.
Начать дискуссию