Лимит кассы

Легко. Не превысить лимит кассы

Как надоело по нескольку раз в день пересчитывать кассу, опасаясь превысить лимит! И ежедневные поездки в банк с чемоданом денег тоже порядком утомили... Можно ли избежать этой постоянной головной боли о лимите кассы?

Дмитрий САТИН

Как надоело по нескольку раз в день пересчитывать кассу, опасаясь превысить лимит! И ежедневные поездки в банк с чемоданом денег тоже порядком утомили... Можно ли избежать этой постоянной головной боли о лимите кассы?

Бухгалтеры всех фирм, работающих с «наличкой», знакомы с этими проблемами не понаслышке. Ведь наличные деньги – дело непредсказуемое. Как говорится, сегодня пусто, а завтра – густо. Особенно туго приходится фирмам, занятым в торговом, ресторанном и туристическом бизнесе. У них приток наличных денег особенно нестабилен. Объемы продаж сильно колеблются, например, в зависимости от времени года или дня недели.

Если вовремя не подумать о судьбе «лишних» денег, бухгалтерия легко может оказаться в ситуации, когда к концу дня установленный банком лимит наличности безнадежно превышен, а сдать деньги в банк уже поздно.

Напоминать о том, чем это вам грозит, излишне. Все просто: штраф с фирмы в сумме от 40 до 50 тысяч рублей плюс штраф с руководителя или главбуха в сумме от 4 до 5 тысяч рублей (ст. 15.1 КоАП).

Но доводить до этого вовсе не обязательно. Есть масса способов, которые позволяют избежать нарушения.

Дружите с банком

Во-первых, неустраивающий вас лимит можно увеличить. Напомним, что обычно банки предлагают фирмам установить новый лимит в конце года. Для этого бухгалтер заполняет специальный бланк (по форме № 0408020, установленной в Положении Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П). В нем он указывает реальные доходы и расходы предприятия за предыдущие три месяца работы. Размер лимита рассчитывают в зависимости от этих сумм.

Далеко не факт, что полученный результат вас устроит. Однако соглашаться с ним вовсе не обязательно. Вы можете попросить банк установить вам другой лимит, на удобную для вас сумму.

На практике банки всегда учитывают желания своих клиентов. Для того чтобы вам установили завышенный размер лимита, достаточно объяснить, зачем вам это нужно. Причины могут быть разнообразными. Например, планируемое увеличение объема выручки или изменение графика работы кассы.

Оформить обоснование банки обычно просят в виде письма. Написать его можно в произвольной форме. Получив такое письмо, банк идет на уступку и устанавливает нужный вам лимит.

И еще одно. В бланке расчета, предоставляемом в банк, написано: «на год». Но это вовсе не значит, что, установив лимит в начале года, вы уже не можете его поменять. Можете. Более того, столько раз, сколько вам нужно. Пункт 2.5 Положения № 14-П разрешает банкам делать это «по обоснованной просьбе предприятия».

Так что учтите: если случится незапланированный денежный аврал, ничто не мешает вам сразу же переделать расчет и установить новый лимит. Такая возможность особенно важна, если выручка фирмы ведет себя достаточно непредсказуемо (например, скачет в зависимости от сезона).

Отложите на завтра

Боитесь не успеть сдать наличку до конца дня? Это напрасно. Есть простой способ освободить себя от этой нервотерпки. Достаточно согласовать с банком специальный график сдачи денег: «на следующий день». Это разрешено пунктом 2.4 Положения № 14-П.

Например, касса фирмы работает до 20.00, а банк закрывается в 18.00. Это значит, что вы имеете полное право сдавать деньги утром следующего дня.

Для этого в бланке расчета в графе «Сроки сдачи выручки» подчеркните нужную формулировку («на следующий день»). А в следующей графе укажите часы работы предприятия.

В некоторых местностях банков просто нет. Поэтому возить выручку приходится в другой населенный пункт. Работающим в таких нелегких условиях и вовсе положен льготный режим. Такие фирмы могут сдавать выручку один раз в несколько дней. В графе расчета «Сроки сдачи выручки» такой вариант также предусмотрен.

А если фирма работает круглосуточно и без выходных (например, продуктовый магазин)? Лучший выход в этой ситуации – иметь счет в крупном банке (например, иностранном), который принимает и выдает деньги более 8 часов (вплоть до 24 часов в сутки). Такие банки принимают деньги и в выходные, и в праздничные дни. Правда, их не так много, и встречаются они только в крупных городах, обычно в виде дополнительных офисов.

Вызов бригады

Проблемы с доставкой денег в банк тоже решаемы. Избавиться от них поможет инкассация. Разберемся, в чем плюсы и минусы такого способа транспортировки денег.

Первый плюс очевиден. Это безопасность. Отпадает необходимость возить деньги в общественном транспорте или зависеть от того, свободен ли служебный автомобиль.

Второй плюс – ответственность. После того как вы подпишите

договор инкассации, за своевременную доставку наличных будет отвечать банк. И если вы превысите лимит по вине банка (например, потому что инкассаторы не приехали), оштрафовать вас не смогут. Существующая судебная практика это подтверждает (постановление Пленума ВАС от 5 ноября 1996 г. № 3561/96).

Договор инкассации обычно заключают одновременно с договором на открытие счета.

В нем прописывают дни и конкретное время заезда инкассаторов (с точностью до минут).

Перечень услуг, которые банк предоставляет по договору инкассации, обычно выглядит так:

  • инкассация с привлечением сотрудников группы сопровождения;
  • инкассация по конкретно согласованному предприятием и банком графику;
  • дополнительные услуги (например сопровождение кассира до банка при передаче денег);
  • полный полистный (помонетный) пересчет, а также упаковка денег;
  • зачисление денег на счет (как правило, в течение одного банковского дня).

При инкассации денег кассир заполняет два экземпляра препроводительной ведомости (накладной к сумке с деньгами).

После сдачи денег бухгалтеру остается лишь проверить, правильно ли их зачислили на счет. В качестве подтверждающих документов банк выдает:

  • мемориальный ордер;
  • приложение ко второму экземпляру препроводительной ведомости;
  • акт о вскрытии инкассаторской сумки (из него вы можете узнать о том, что в ней обнаружились излишки либо недостачи, а также неплатежеспособные и поддельные купюры).

Минус инкассации – это дополнительные расходы. Сумма, которую вы заплатите за эту услугу, зависит от объемов и сроков сдачи наличности. Естественно, в каждом банке тарифы свои.

Как правило, они бывают трех видов:

  1. Почасовая оплата группы сопровождения.
  2. Процент от суммы, инкассированной за месяц.
  3. Разовая оплата за каждый вызов бригады.

Инкассация очень удобна фирмам, которые постоянно работают с наличными деньгами (магазинам, ресторанам и т. п.).

Легальная отсрочка

От чрезвычайных случаев не застрахован никто. Знакомая ситуация: в конце дня принесли большую сумму наличных. Лимит безнадежно превышен, а сдать деньги в банк уже поздно.

В таких случаях выручает известный метод «подотчетника». Он предельно прост. Лишнюю сумму «выдают» под отчет сотруднику фирмы. То есть выписывают на него соответствующий расходный ордер. Например, с формулировкой «под отчет на хозяйственные нужды». А утром следующего дня кассир «принимает» деньги обратно по приходнику. Реального движения денег при этом, естественно, не происходит. Они как лежали, так и лежат в кассе. А объяснить ситуацию просто: запланированная покупка отменилась. Вот и все, придраться не к чему. Этим способом фирмы пользуются достаточно широко. Он без лишних проблем позволяет получить отсрочку сдачи наличных денег в банк.

Бояться нечего

Иногда нарушение все-таки проскакивает. Например, кассир вовремя не заметил, что сумма зашкалила. Спохватился только через несколько дней. Если операций по кассе мало, можно провести выдачу под отчет задним числом. Естественно, при этом придется переделывать всю кассовую книгу за последующие дни.

А если превышение лимита осталось незамеченным и всплыло только при проверке? Даже в этом случае не факт, что вас накажут. Ведь штрафовать за это нарушение контролеры могут только в течение двух месяцев «со дня совершения нарушения». Об этом четко сказано в пункте 1 статьи 4.5 КоАП.

А теперь посмотрим, как перелимит выявляют на практике.

Во время проверки налоговые инспекторы просят бухгалтера показать справку по форме № 0408026 (приложение 8 к Положению № 14-П). Такую справку фирма получает от банка после плановой проверки соблюдения кассовой дисциплины. Если такой справки за последние месяцы нет, инспекторы могут пересчитать остатки кассы самостоятельно. Допустим, при этом они выявят нарушение. Но этого еще мало. Чтобы вас оштрафовать, ревизоры сначала должны обратиться за помощью в банк. Дело в том, что только банк может официально установить: превышен лимит или нет.

Банк в свою очередь проведет внеплановую проверку предприятия. Если нарушение подтвердится, его зафиксируют в справке по форме № 0408026. Эту справку банк отправит в налоговую инспекцию (п. 2.14 Положения № 14-П). И только после этого инспекторы наконец смогут выписать протокол об административном нарушении. Скорее всего к тому времени два месяца «со дня совершения» уже истекут. Так что никакого штрафа платить не придется.

Банк может и сам обнаружить нарушение – в ходе плановой проверки (банки обязаны проводить их не реже одного раза в год). В этом случае контролеры самостоятельно отправят в налоговую инспекцию справку по форме № 0408026. Но и в этом случае шанс, что инспекторы успеют выписать штраф за два месяца после «совершения», минимален.

«Правда, налоговой службе такое положение дел не нравится, – предупреждает директор аудиторской компании “Финстатус” Алексей Беклемешев. – Поэтому инспекторы могут попытаться все равно оштрафовать фирму. Объясняя это тем, что, по их мнению, считать двухмесячный срок нужно “с момента обнаружения”. Однако никакого основания для этого у них нет». Так что не соглашайтесь. Суды в таких делах инспекторов не поддерживают (постановления ФАС Уральского округа от 21 июня 2004 г. № Ф09-2479/04-АК, ФАС Дальневосточного округа от 5 ноября 2003 г. № Ф03-А73/03-2/ 2605).

НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию