Твердая цена договора подряда подразумевает, что заказчик оплачивает подрядчику установленную сумму за весь выполненный объем работ независимо от того, какие при этом подрядчик понес расходы. Твердая цена может быть обоснована расчетом (сметой). Если подрядчик в смету не уложится, заказчик ему дополнительные расходы не покрывает. Либо твердая цена не обосновывается. Тогда тем более расходы подрядчика заказчику не интересны. Рассмотрим оба варианта.
В первом случае (при наличии сметы) подрядчик может заполнять формы № КС-2. В них он указывает объемы выполненных работ и расценки, предусмотренные сметой. Не включить какие-либо пункты, предусмотренные сметой, подрядчик не может, иначе не будет отражен весь объем работ по договору. Но стоимость этих работ не будет превышать договорной цены. Убыток у подрядчика получится оттого, что его фактические расходы не уложились в смету. Это может произойти в случае, если:
– цены на материалы, расходы на зарплату и т. д. превысили уровень, предусмотренный сметой;
– подрядчик допустил брак и его пришлось переделывать за свой счет;
– имеет место перерасход материалов;
– появились дополнительные работы, не учтенные сметой.
В последнем случае нужно договариваться с заказчиком об оплате дополнительных работ либо о включении их в ранее оговоренную твердую стоимость работ, и тогда они должны попасть в форму № КС-2. В противном случае при проверке может быть выявлено, что эти работы выполнены безвозмездно… Расходы в целях исчисления налога на прибыль учесть будет нельзя, как не соответствующие критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. НДС придется уплатить с рыночной стоимости выполненных работ.
Если повысились цены на материалы, персоналу выплатили больше предусмотренного сметой, но в соответствии с внутренним положением об оплате труда либо допустили брак или обоснованный перерасход материалов, то бремя доказательства обоснованности данных расходов лежит на подрядчике. В форме № КС-2 эти дополнительные расходы не внесешь, поскольку цена твердая. Значит, обосновывать экономическую целесообразность этих расходов нужно внутренними документами и внутренним учетом.
Если расходы обоснованы, то проблем у подрядчика нет: произведенные затраты соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а НДС по излишним материалам можно принять к вычету.
Во втором случае, когда цена не обоснована сметой, в форме № КС-2 определить стоимость выполненных работ обычным порядком невозможно. Ведь нет расценок, которые можно было бы применить к объему работ. Обычно в этом случае указывают процент выполнения работ от общего объема.
Далее по этому проценту от общей цены указывают стоимость выполненных работ. Как правило, это делается для промежуточного финансирования, если такой способ расчетов предусмотрен сторонами. Какие при этом подрядчик понес расходы, что за материалы потратил и какую зарплату уплатил работникам, не указывается.
Иными словами, форма № КС-2 подтверждает факт выполнения работ. А затраты, как и в первом случае, отражаются у подрядчика во внутреннем учете.
Таким образом, в данной ситуации (при твердой цене договора) подрядчику следует учесть два момента:
– заказчику предъявляется (в том числе в форме № КС-2) договорная стоимость, а не фактические затраты;
– все расходы по договору должны быть экономически обоснованы в бухгалтерском и налоговом учете.
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №12, декабрь 2010 г.
Комментарии
1Отлично!в тему и вовремя!!!!!Огромное СПАСИБО!!