Бюджетный учет

Государственные программы: подходы к разработке, реализации и оценке эффективности

В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предлагается принять новый - программно-целе­вой принцип организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Источник: Финансовый справочник бюджетной организации № 12 за 2010 г.

В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предлагается принять новый - программно-целе­вой принцип организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это означает, что финансовое обеспечение органов власти планируется осуществлять в соответствии с разработанными государственными программами, проекты госпрограмм будут положены в ос­нову формирования структуры расходов бюджета. Рассмотрим базовые прин­ципы разработки и реализации госпрограмм и их отличия от существующих в настоящее время целевых программ.

Правовые основы разработки госпрограмм

Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам составила перечень государственных программ на очередной финансовый год, который включает 39 госпрограмм. В число приоритетных программ входят "Развитие образования", "Развитие здравоохранения", "Развитие пенсионной системы", "Информационное общество", "Энергоэффективность и развитие энергети­ки", "Организация и проведение Олимпий­ских игр 2014 года", "Управление государ­ственными финансами и государственным долгом" и другие.

Федеральные органы исполнительной власти приступят к разработке соответствующих госпрограмм после утверждения Минфином и Минэкономразвития России методических указаний по разработке и реализации госпрограмм.

При разработке госпрограмм, необходимо будет придерживаться определенных базовых принципов, которые касаются результатов оказания государственных услуг, охвата госпрограммами всех сфер деятельности органов исполнительной власти, а также проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации госпрограмм.

Грядущие изменения в части структуры, содержания, процедуры разработки и реализации государственных программ

Финансовое обеспечение органов власти планируется осуществлять в соответствии с разработанными государственными программами, проекты госпрограмм будут положены в ос­нову формирования структуры расходов бюджета

Каковы же отличия госпрограмм от существующих в настоящее время целевых программ?

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государствен­ной власти.

В проекте государственной программы необходимо выделить разделы:

  • характеристика текущего состояния соответствующей сферы соци­ально-экономического развития Российской Федерации, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализа­ции государственной программы;
  • описание основных целей и задач государственной программы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реали­зации государственной программы;
  • сроки реализации государственной программы в целом, контроль­ные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных ре­зультатов;
  • перечень основных мероприятий государственной программы, включая меры правового регулирования в соответствующей сфере с обоснованием основных положений и сроков принятия необхо­димых нормативных правовых актов;
  • перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;
  • информация по ресурсному обеспечению государственной про­граммы за счет средств федерального бюджета.

Одним из приоритетных разделов госпрограммы является методи­ка оценки ее эффективности. Данная методика должна быть основа­на на оценке достижения запланированных результатов, с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию программы, а также социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на из­менение соответствующей сферы социально-экономического разви­тия Российской Федерации.

Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями с формированием абсо­лютных и относительных отклонений.

Результат оценки эффективности исполнения государственной программы является критерием для дальнейшего финансирования, а может быть и прекращения реализации госзадания.

Достоверность предоставляемых сведений тщательно проверяется органами мониторинга реализации государственной программы.

Начать дискуссию