Бухгалтерия

Расчет себестоимости при позаказном методе

В индивидуальном или мелкосерийном производстве калькулировать себестоимость удобнее всего позаказным методом. Об особенностях данного способа – в статье…

В индивидуальном или мелкосерийном производстве калькулировать себестоимость удобнее всего позаказным методом. Об особенностях данного способа – в статье…

Определяем оптимальный способ калькулирования
Действительно, выбор метода калькулирования себестоимости зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры продукции.

Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют в индивидуальном и мелкосерийном производстве. Его использование возможно, если единица продукции (работ, услуг) обладает характерными свойствами, изготавливается в рамках одного небольшого заказа или отдельных партий, количество которых можно четко определить.

Как правило, данный способ выбирают в случае, если материалы, полуфабрикаты, заработная плата производственных рабочих и прочие прямые затраты относительно легко могут быть распределены на выпуск конкретных изделий, выполнение работ или оказание услуг.

Чаще всего позаказный метод применяют в тяжелом машиностроении, судостроении, самолетостроении, строительстве, опытных (вспомогательных) производствах, НИОКР, в типографском и издательском деле, мебельной промышленности и др.

Особенности позаказного метода
Объект калькулирования при данном методе – отдельный производственный заказ. Он выдается (открывается) на заранее известное количество изделий (продукции) и предназначен, как правило, для конкретного заказчика, потребителя, получателя.

Непременное условие применения позаказного варианта – заведение на каждый заказ карточки регистрации. В ней отражают прямые и косвенные расходы, связанные с исполнением заказа (договора). По окончании изготовления изделия или выполнения работы заказ закрывают и составляют отчетную калькуляцию. По выполненным заказам оформляют документы на приемку произведенной продукции (ведомости). Фактическая себестоимость изделий, изготавливаемых по заказу, определяется после его выполнения. До этого все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. То есть готовую продукцию выпускает только последний в цепочке цех. А затраты при позаказном методе формируют по каждому завершенному заказу, а не за промежуток времени. Себестоимость единицы продукции рассчитывают так: сумму затрат, накопленную по отдельному заказу, делят на количество продукции (работ, услуг), изготовленной в рамках данного заказа. >|При сдаче продукции заказчику или на склад частями до завершения заказа ее оценивают по плановой или фактической себестоимости однородных изделий, выпускавшихся ранее. С учетом изменений в их конструкции, технологии и условиях производства.|<

Учет затрат
Затраты, которые собирают по каждому заказу, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы
Прямые затраты относятся непосредственно на изготавливаемую продукцию, выполняемые заказы, договоры, услуги и т. д. Состав сформированных на счете 20 прямых расходов зависит от вида деятельности, вида производства, его структуры и других факторов. При использовании данного метода на счете 20, как правило, открывают субсчета под определенные заказы, которым присваивают свой шифр. И на аналитических счетах последовательно нарастающим итогом собирают все фактические затраты. Внутри заказа расходы группируют по элементам затрат. Обычно к основным статьям прямых расходов относят:

– сырье и материалы за минусом возвратных отходов;

– зарплату производственных рабочих или исполнителей проектов, а также страховые взносы, начисленные на нее;

– стоимость спецоборудования;

– услуги соисполнителей и субподрядчиков.

Прямые затраты по отдельным заказам бухгалтер учитывает на основании первичных документов, в которых также обязательно должен быть указан соответствующий шифр.

Данные по материальным затратам для калькулирования себестоимости берут из требований на отпуск материалов. Иногда для того, чтобы выделить материалы, которые используются при выполнении конкретного заказа (или же для определения заказа внутри завода), используют идентификационные бирки.

Для учета сумм по трудовым затратам можно использовать рабочие талоны, табели учета рабочего времени и ведомости начисления зарплаты. Эти формы должны содержать следующие показатели: дату совершения работы, описание производимой операции, количество отработанных часов и расценки за труд.

Косвенные расходы
Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на конкретный заказ, при данном методе учета относят к косвенным накладным затратам. Они составляют значительную часть расходов и подразделяются, как правило, на две группы: общепроизводственные (учитывают на счете 25) и общехозяйственные (отражают на счете 26). Их распределяют по заказам согласно принятой базе.

Таким образом, необходимо сначала выбрать базу для распределения (это может быть оплата труда производственного персонала, основные материалы при изготовлении этой партии продукции и т. д.). Затем рассчитать ставку распределения путем деления суммы косвенных затрат на величину базы распределения.

И наконец, определить сумму косвенных затрат.

В бухучете возможно два варианта калькулирования себестоимости продукции: по полной и неполной производственной себестоимости. В первом случае накладные расходы распределяют по заказам и списывают в конце месяца:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 25 (26)

– списаны общепроизводственные и общехозяйственные расходы на стоимость заказа.

При расчете неполной производственной себестоимости общехозяйственные расходы в конце месяца включают в себестоимость продаж:

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 26

– отражено списание общехозяйственных расходов.

Если же реализации в данном месяце не было, то общехозяйственные расходы относят на расходы будущих периодов:

ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 26

– списаны общехозяйственные расходы.

Второй вариант сближает бухгалтерский и налоговый учет.

В бухгалтерской учетной политике необходимо утвердить способ распределения накладных расходов. При его выборе лучше руководствоваться отраслевыми положениями (если они утверждены). Также там должен быть прописан порядок списания общехозяйственных расходов.

Достоинства и недостатки метода
Среди достоинств метода можно выделить то, что он предоставляет возможность сопоставления затрат между заказами. А это позволяет выявлять наиболее рентабельные. Среди недостатков – низкий уровень оперативного контроля над затратами. Ведь отдельные виды расходов не распределяются четко между заказами. >|В данном случае практически невозможно провести инвентаризацию незавершенного производства.|<

Пример.
ООО «Дизайн» в сентябре месяце выпустило 20 комплектов штор и 30 покрывал. Прямые затраты на выпуск 20 комплектов штор составили 10 000 руб., а 30 покрывал – 7500 руб. Косвенные расходы, сформированные по счету 26, за этот месяц составили 26 000 руб. Для удобства расчета предположим, что общество больше ничего в этом месяце не выпускало и «незавершенки» у него в работе нет.

Определим полную производственную себестоимость продукции и распределим косвенные расходы двумя способами.

Вариант 1. За базу распределения примем прямые расходы.

Тогда сумма косвенных затрат, учитываемая в себестоимости:

– штор – 14 857,14 руб. (26 000 Ч 10 000 : (10 000 + 7500));

– покрывал – 11 142,86 руб. (26 000 Ч 7500 / (10 000 + 7500)).

Себестоимость единицы продукции по видам равна:

– комплекта штор – 1242, 86 руб. ((10 000 руб. +  14 857,14 руб.) : 20 шт.);

– покрывала – 621,43 руб. ((7500 руб. +  11 142,86 руб.) : 30 шт.).

Вариант 2. Распределим косвенные расходы равномерно на единицу продукции.

Косвенные расходы, учитываемые в себестоимости:

– штор – 10 400 руб. (26 000 руб. Ч 20 шт. / (20 шт. + 30 шт.));

– покрывал – 15 600 руб. (26 000 руб. Ч 30 шт. / (20 шт. + 30 шт.)).

Себестоимость единицы продукции по видам составила:

– комплекта штор – 1020 руб. ((10 000 руб. + 10 400 руб.) : 20 шт.);

– покрывала – 770 руб. ((7500 руб.+15 600 руб.) / 30 шт.).

Важно запомнить

Выбор метода калькулирования себестоимости продукции необходимо закрепить в бухгалтерской учетной политике предприятия. Составить этот важный документ поможет сервис «Учетная политика 2011».

Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №1, январь 2011 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию