Социальные пособия

Комментарий АиК к Федеральному закону № 343 ФЗ от 08.12.2010

Законодатели сумели найти самый банальный способ экономии средств ФСС.

Законодатели сумели найти самый банальный способ экономии средств ФСС. Напомним, что до сих пор в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 255 ФЗ  пособие по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, то есть в наиболее распространенных случаях, выплачивалось застрахованным лицам за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период (начиная с третьего дня временной нетрудоспособности) – за счет средств бюджета ФСС.

Теперь же работодатели должны будут оплачивать и третий день больничного, и только с четвертого дня расходы будет компенсировать ФСС.

Согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Простой, возникший по вине работника, не оплачивается.

В связи с этим, исходя из ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 255 ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя до сих пор выплачивалось в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата работника, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Теперь пособие по временной нетрудоспособности за время простоя будет оплачиваться, только если нетрудоспособность возникла до периода простоя и продолжается в течение него. Видимо, законодатели решили и в данном случае сэкономить средства фонда социального страхования. Все равно работник, находящийся в простое, получит не менее двух третей среднего заработка, так пусть их оплатит работодатель, даже когда работник заболеет. Оплата больничных все более перекладывается на плечи работодателей.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 255 ФЗ в прежней редакции, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Законодатели решили расписать данное положение более подробно. Очевидно, причина в том, что теперь пособие должно рассчитываться исходя из среднего заработка застрахованного лица за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), вместо прежних 12 месяцев (изменена ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255 ФЗ).

С 01.01.2011 пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления этих событий.

Порядок, который имел место в прежней редакции, теперь осуществляется только тогда, когда застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей.

Если данное лицо в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, как и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначаются и выплачиваются застрахованному лицу страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору такого лица. Но эта ситуация кажется не совсем типичной.

А вот если застрахованное лицо, на момент наступления страхового случая занятое у нескольких страхователей, в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо, как в первом случае, страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), либо, как во втором случае, страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. При этом не разъясняется, кто должен определять, какой из двух предложенных способов следует выбрать. Очевидно, это должно сделать застрахованное лицо в зависимости от того, как ему удобнее и выгоднее.

В связи с этим для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в максимально возможной сумме, помимо больничного, необходимо также представить справку (справки) о сумме заработка, из которой должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) (изменена ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 255 ФЗ). Может быть подана и копия такой справки, заверенная в установленном порядке, то есть, очевидно, страхователем, выдавшим оригинал (ст. 13 Федерального закона № 255 ФЗ дополнена ч. 7.1), или страхователем, у которого этот оригинал хранится .

При этом страхователей обязали при увольнении застрахованного лица выдавать ему справку о сумме заработка за текущий календарный год и два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, на которую были начислены страховые взносы. Форму и порядок выдачи данной справки должно разработать Минздравсоцразвития (изменены п. 3 ч. 2 ст. 4.1 и п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Федерального закона № 255 ФЗ).

В свою очередь, страхователь получил право осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем указанные справки, путем направления запроса в территориальный орган страховщика. Форму и порядок выдачи данной справки также должно разработать Минздравсоцразвития (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 255 ФЗ дополнена п. 4).

Если застрахованное лицо предоставило такую справку с заведомо неверными сведениями, излишне начисленные суммы пособия должны быть удержаны с него страхователем (изменена ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 255 ФЗ).

В том случае, если застрахованное лицо выбрало второй способ расчета пособия, то есть расчет пособия страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности), надо представить ему еще одну справку, помимо справки о величине заработка, – о том, что назначение и выплата пособий другим страхователем (другими страхователями) не осуществлялась (ст. 13 Федерального закона № 255 ФЗ дополнена ч. 5.1).

Предусмотрена и ситуация, когда страхователь по предыдущему месту работы застрахованного лица успел прекратить свою деятельность или не может выдать справку по другим причинам. В этом случае застрахованное лицо вправе обратиться с заявлением к страхователю, выплачивающему пособие, а тому придется направить запрос в территориальный орган ПФР и получить оттуда сведения о заработке застрахованного лица. В каком порядке это необходимо делать, также должно решить Минздравсоцразвития (ст. 13 Федерального закона № 255 ФЗ дополнена ч. 7.2).

Если справка все таки не представлена к моменту расчета пособия, начисление производится только на основе имеющихся данных. При представлении справки в дальнейшем, но не более чем за три предшествующих года, необходимо сделать перерасчет всех начисленных пособий (в ст. 15 Федерального закона № 255 ФЗ добавлена ч. 2.1).

Выше мы указали, что теперь средний заработок будет рассчитываться за более длительный период, а именно за два года. Принципиальным является то, что это будут два года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В прежней редакции брался средний заработок за год, предшествующий месяцу наступления данных событий. Получается, если нетрудоспособность наступит даже в декабре 2011 года, средний заработок для расчета пособия будет рассчитываться за 2009 – 2010 годы. Неудивительно, что в такой ситуации появилась потребность подробно расписать порядок расчета пособия при смене работы, которая весьма вероятна фактически за трехлетний период.

Удивительным является нежелание учитывать при этом инфляционную составляющую, ведь больничный, рассчитанный за давно минувшие дни, не сможет полностью восполнить работнику потери, которые он понесет, временно потеряв трудоспособность. Особенно велики будут эти потери для женщин, которые возьмут отпуск по беременности и родам, вследствие его продолжительности.
Последнее, правда, смягчается для застрахованного лица, которое находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, возможностью заменить соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

К сведению:
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 № 357 ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» с 01.01.2011 размеры государственных пособий имеющим детей гражданам, предусмотренных ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81 ФЗ), проиндексированы с учетом коэффициента 1,065.

Речь, в частности, идет о единовременном пособии женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременном пособии при рождении ребенка; ежемесячном пособии по уходу за ребенком, выплачиваемом лицам, указанным в абз. 6 – 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81 ФЗ, минимальном размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81 ФЗ, минимальном и максимальном размерах ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 81 ФЗ; единовременном пособии при передаче ребенка на воспитание в семью.

Плюсом является специальное указание на то, как быть, если застрахованное лицо в расчетные периоды не имело заработка или если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда. В этих случаях для расчета берется именно минимальный размер оплаты труда, за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Оно не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81 ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255 ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком требовалось определять путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 той же статьи (то есть за 12 месяцев), на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Теперь конкретизировано: начисленный заработок за расчетный период (два календарных года) надо разделить на 730 (количество календарных дней, приходящееся на два невисокосных года).
С момента ввода в действие Закона о страховых взносах  максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам перестал ограничиваться конкретной величиной, но стало необходимым учитывать то, что согласно ч. 4 ст. 8 данного закона страховые взносы начисляются на базу, ограниченную определенным пределом. В 2010 году она равнялась 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона о страховых взносах в 2011 году предельный уровень для начисления страховых взносов увеличился до 463 000 руб .

Поскольку на сумму дохода, превышающую указанную сумму, страховые взносы не начисляются, пособия рассчитываются в пределах этого же ограничения (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255 ФЗ). В прежней редакции данного пункта надо было вычислить среднедневной заработок путем деления предельной облагаемой страховыми взносами суммы на 365 и сравнить ее с фактическим среднедневным заработком. Теперь же нужно рассчитать общую сумму среднего заработка и сравнить ее с установленным пределом (в 2011 году – 463 000 руб.), который превысить нельзя.

Пример:
В 2012 г. начисляется пособие по временной нетрудоспособности. Расчетный период – 2010 – 2011 гг. Сумма заработка застрахованного лица в 2010 г. составила 450 000 руб., а в 2011 г. – 480 000 руб.
В расчет для начисления выплат по больничному в 2012 году можно будет взять сумму в 415 000 руб. в 2010 году и 463 000 руб. в 2011 году.

Возникает вопрос, каким пределом будет ограничиваться средний заработок за 2009 год, ведь в этот период Закон о страховых взносах еще не действовал, а в 2011 году расчет пособий будет производиться из заработка, начисленного в 2009 – 2010 годах. Ответ дан в ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 343 ФЗ.

В 2009 году следует применять тот же предел, что и в 2010 году, то есть 415 000 руб. При этом учитываются все выплаты, произведенные в 2009 году, которые включались бы в базу, облагаемую страховыми взносами, если бы Закон о страховых взносах действовал уже тогда.
Добавим, что теперь данное правило будет распространяться и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Ранее согласно ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255 ФЗ сравнению с предельным уровнем подлежал среднемесячный заработок, из которого рассчитывалось названное пособие. Соответственно, максимально возможную базу для начисления страховых взносов надо было делить на 12.

Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ опубликован в «Российской газете» 13.12 2010.

Исходя из ст. 3 Федерального закона № 343 ФЗ, в полной мере новые положения применяются к страховым случаям, наступившим после вступления в силу данного закона, то есть с 01.01.2011. Если страховой случай наступил до этой даты, часть пособия, которая относится к 2010 году и ранее, рассчитывается по старым правилам. А вот другая часть, относящаяся к периоду после 01.01.2011, может быть пересчитана по новым правилам, если сумма пособия в этом случае окажется больше.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

6
  • Лариса

    А меня вот это смутило: 

    "...В свою очередь, страхователь получил право осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем указанные справки, путем направления запроса в территориальный орган страховщика..."

    Не значит ли это, что ответственность за "липовую" справку, выданную предыдущим предприятием, отвечать будет то предприятие, на котором работник сейчас работает и куда предоставил больничный лист?

  • Лариса

    ой, мои мысли - мои скакуны :) надеюсь, что смысл все-таки понятен ;)