Изменен целый ряд Положений по бухгалтерскому учету – в пользу малых предприятий. Причем применять льготы строительные организации смогут задним числом – уже при составлении отчетности за 2010 год. Коротко о нововведениях – в нашей статье.
Поправки, внесенные приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н (в ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02 и ПБУ 22/2010), призваны упростить учет в небольших компаниях. Правда, не во всех – есть ограничения.
Сразу оговоримся: изменения распространяются только на субъекты малого предпринимательства, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Если же ваша фирма соответствует статусу малого предприятия, но при этом является, например, эмитентом облигаций, размещенных путем открытой подписки, воспользоваться предоставленными льготами вы не вправе.Напомним, критерии малых предприятий установлены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К категории малых относятся компании со среднесписочной численностью персонала, не превышающей 100 человек, и годовой выручкой не более 400 млн руб. Статус малого предприятия для 2010 года подтверждается показателями за 2009 год (для перехода в категорию средних предприятий необходимо, чтобы указанные показатели превышали предельные значения в течение двух календарных лет подряд).
Большинство небольших строительных организаций ценными бумагами не занимаются, так что смогут реально упростить ведение бухгалтерского учета.
Пожалуй, наиболее важным новшеством для строительных фирм, относящихся к малым предприятиям, является то, что им теперь разрешено не применять нормы ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Значит, они имеют право учитывать доходы и расходы без соблюдения особых требований, установленных данным документом для остальных строительных организаций.
Кроме того, внесенные изменения подтвердили право малых предприятий отступать от общепринятого метода начислений и признавать доходы и расходы кассовым методом. Так, в новой редакции ПБУ 9/99 уточнено, что субъекты малого предпринимательства, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать в бухгалтерском учете выручку по мере поступления денежных средств от покупателей. Для этого нужно, чтобы соблюдались условия, установленные в подпунктах «а», «б», «в» и «д» пункта 12 ПБУ 9/99:
а) организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
А вот момент перехода права собственности на продукцию или приемки заказчиком работ при кассовом методе значения не имеет.
Но учтите: выбрав кассовый метод признания доходов, вы автоматически соглашаетесь и на кассовый метод признания расходов – только по мере погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99). Иначе нельзя. Так что подумайте и тщательно все взвесьте. Если вы применяете «упрощенку», кассовый метод в бухучете может быть удобным и практичным решением. Если же вы находитесь на общем режиме и в целях исчисления налога на прибыль пользуетесь методом начислений, лучше оставить тот же метод и в бухгалтерском учете.
Принятые решения по обоим вопросам – о применении или неприменении ПБУ 2/2008 и об использовании кассового метода либо метода начислений – надо закрепить в учетной политике, ведь и то, и другое – это право, а не обязанность малого предприятия. То же самое касается и остальных «послаблений» – все они сформулированы как дополнительная возможность, а не как единственный допустимый вариант учета.
Какими еще новациями могут воспользоваться малые компании? Перечислим их, они также могут быть полезными.
1. Разрешено не применять ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
2. Все расходы по займам и кредитам можно признавать прочими расходами, то есть учитывать их на счете 91 «Прочие доходы и расходы» вне зависимости от назначения заемных средств и не включать суммы процентов в первоначальную стоимость инвестиционных активов (п. 7 ПБУ 15/2008). Такой порядок применяется в налоговом учете, что сблизит «бухгалтерскую» и «налоговую» стоимость основных средств, а также снизит базу для налога на имущество.
3. Все финансовые вложения могут учитываться по первоначальной стоимости, без периодической корректировки стоимости той их части, по которой можно определить текущую рыночную стоимость (п. 19 ПБУ 19/02).
4. В случае изменения учетной политики отражать изменения можно без применения ретроспективного метода – только перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008).
5. При исправлении ошибок в бухучете и отчетности можно всегда действовать по схеме, предназначенной для исправления несущественных ошибок, даже если ошибки признаны существенными (п. 9 ПБУ 22/2010). То есть любую ошибку, обнаруженную после утверждения годовой отчетности, бухгалтер может исправить записями по счету 91 в том месяце, когда ошибка выявлена. Иными словами, можно применять порядок исправления ошибок, действовавший до введения ПБУ 22/2010. Напомним, что оно было введено в действие с годовой отчетности за 2010 год, так что, если компания его применить не успела, она может этого и не делать.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №2, февраль 2011 г.
Комментарии
1Да уж... упростили...