Отраслевой учет

Малые предприятия. Новые варианты бухгалтерского учета

В нормативные документы по бухгалтерскому учету были внесены изменения, упростившие работу малым предприятиям. Причем поправки вступили в силу с годовой отчетности за 2010 год. Новации нужно учесть и при формировании учетной политики на 2011 год.

В нормативные документы по бухгалтерскому учету были внесены изменения, упростившие работу малым предприятиям. Причем поправки вступили в силу с годовой отчетности за 2010 год. Новации нужно учесть и при формировании учетной политики на 2011 год.

Какие предприятия относятся к малым
Поправки внесены приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н и касаются только малых предприятий (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг). Поэтому для начала определимся, при каких условиях предприятие может считаться субъектом малого предпринимательства. Такие критерии приведены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Сельхозорганизация считается малым предприятием, если:

1) суммарная доля государственной собственности, иностранных юрлиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в ее уставном капитале не более 25 процентов;

2) доля участия юридических лиц в ее уставном капитале не более 25 процентов, если они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства;

3) средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет:

– для малых предприятий – до 100 человек включительно;

– для микропредприятий – до 15 человек;

4) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает:

– для малых предприятий – 400 млн руб.;

– для микропредприятий – 60 млн руб.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрено несколько вариантов ведения учета (не только методом начисления, но и кассовым). Выбранный метод нужно закрепить в учетной политике.

Учет доходов и расходов

Теперь возможность для малых предприятий учитывать доходы кассовым методом прямо предусмотрена в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Иными словами, субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). Однако для этого должны соблюдаться следующие условия:

1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным образом;

2) сумма выручки может быть определена;

3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия. Такая уверенность возможна в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

4) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Это следует из новой редакции пункта 12 ПБУ 9/99.

Однако если организация учитывает доходы в бухгалтерском учете кассовым методом, то и расходы должны учитываться аналогично. То есть если в соответствии с принятым порядком выручка от продажи признается после поступления денежных средств (иной формы оплаты), то и расходы признаются после погашения задолженности. Об этом сказано в пункте 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (в редакции приказа Минфина России от 8 декабря 2010 г. № 144н).

Возможность применять кассовый метод признания выручки в бухгалтерском учете также предусмотрена и пунктом 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н).

Обратите внимание: эти рекомендации даны на основе действовавшего ранее Плана счетов (например, вместо применяемого ныне счета 90 «Продажи» раньше использовался счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»). Поэтому организация может их использовать, но с поправками на действующий План счетов.

При кассовом методе учета затраты, связанные с производством и реализацией, отражаются на счете 20 только в части оплаченных активов, услуг, выплаченной зарплаты, налогов и других оплаченных расходов (п. 20 Типовых рекомендаций). В этом случае выручка от реализации отражается в учете по кредиту счета 90 только в момент фактического ее получения.

Отметим, что кассовый метод учета доходов и расходов целесообразно применять тем предприятиям, у которых небольшое количество хозяйственных операций, поскольку он снижает достоверность учета.

Расходы по кредитам и займам

По общему правилу расходы по долговым обязательствам в зависимости от их назначения учитываются в составе прочих расходов или формируют стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).

Проценты, причитающиеся к оплате кредитору, увеличивают стоимость инвестиционного актива, если они непосредственно связаны с его приобретением, сооружением и (или) изготовлением. Однако малым предприятиям предоставлено право относить все расходы по кредитам и займам к прочим (п. 6 приказа Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н).

Исправление ошибок в бухучете и отчетности
Существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляют:

1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде;

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в отчетности за текущий год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Это установлено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», которое действует с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год. Но малые предприятия вправе исправлять такую существенную ошибку в порядке, установленном пунктом 14 ПБУ 22/2010, то есть как несущественную. Ретроспективный пересчет при этом не делают. >|Подробно о применении ПБУ 22/2010 читайте в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 10 за 2010 год, стр. 56.|<

Учет финансовых вложений
Финансовые вложения делятся на две группы:

– вложения, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость;

– вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Порядок определения текущей рыночной стоимости прописан в разделе III ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Однако малые предприятия могут проводить последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. То есть учитывать вложения по первоначальной стоимости (п. 19 ПБУ 19/02).

Учетная политика
По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Это установлено пунктом 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

А вот малые предприятия теперь вправе отражать в бухгалтерской отчетности такие последствия изменения учетной политики перспективно. Но за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Это следует из нового пункта 15.1 ПБУ 1/2008.

Другие варианты для малых предприятий
Теперь малые предприятия вправе не применять ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 3.1 ПБУ 16/02, п. 2.1 ПБУ 2/2008).

Важно запомнить
Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет доходов и расходов кассовым методом. Все расходы по кредитам и займам предприятия вправе признавать прочими расходами. Существенные ошибки прошлого года могут исправляться как несущественные без ретроспективного пересчета, а последствия изменения учетной политики могут отражаться в отчетности перспективно. Выбранный вариант из возможных следует закрепить в учетной политике.
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №2, февраль 2011 г.

Начать дискуссию

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Интересные материалы

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

9