Для начала отметим, что с 1 января 2011 года статья 321.1 Налогового кодекса РФ (ею были определены особенности налогообложения доходов бюджетных учреждений) утратила силу. Соответствующие поправки в кодекс внес Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Теперь бюджетные учреждения должны вести налоговый учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном для всех организаций. То есть в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»). При этом бюджетные учреждения вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). Перечислять ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль они не могут.
Значимым нововведением является и изменение в части налогового учета амортизируемого имущества. Так, согласно новой редакции пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, минимальная стоимость амортизируемого имущества увеличилась с 20 000 руб. до 40 000 руб. Аналогичное изменение внесено и в пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ (здесь приведено определение основных средств).
Обратите внимание: новый лимит стоимости можно применять в отношении объектов амортизируемого имущества, которые введены в эксплуатацию в 2011 году и позже (новации внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).
Не следует забывать и о нововведениях, которые внесены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ в Налоговый кодекс РФ.
Во-первых, из-за того, что с 1 января 2011 года работодатели обязаны оплачивать из собственных средств первые три дня временной нетрудоспособности работников (а не два дня, как раньше), законодатели внесли соответствующее изменение в пункт 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Теперь бухгалтер учреждения может списывать в состав налоговых расходов оплату первых трех дней больничных (конечно, если суммы начислены в рамках предпринимательской деятельности). Во-вторых, налогоплательщикам предоставлено право самим определять срок полезного использования нематериальных активов. Поправка внесена в пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
Налоговые агенты ведут учет выплаченных физическим лицам доходов, предоставленных налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов. Причем теперь регистры, а также порядок отражения в них первичной информации разрабатываются работодателями самостоятельно. › |Избежать ошибок при разработке формы регистра поможет материал, опубликованный в рубрике "Документация".|<
Существенно изменился порядок возврата переплаченного налога на доходы физлиц. Согласно действующей редакции статьи 231 Налогового кодекса РФ, учреждения не могут вернуть налог со всех тех доходов, которые получены в налоговом периоде, если вычеты по ним имеют конкретную дату. Например, имущественный вычет начинает действовать только с того момента, когда человек, у которого есть на него право, приносит заявление. Если раньше можно было вернуть или зачесть сумму налога по доходам за предыдущие месяцы, теперь имущественный вычет начинает действовать с того
месяца, когда зарегистрировано заявление от сотрудника. Он уменьшает налог на доходы этого и последующих месяцев.
И это не единственное ограничение. Возврат переплаты по НДФЛ не получится осуществить, если переплата образовалась из-за смены налогового статуса работника. Поясним. Раньше, когда по истечении 183 дней иностранец становился резидентом, нужно было пересчитать его налог по ставке 13 процентов за весь налоговый период. То есть можно было сразу вернуть переплаченный налог. Теперь же, чтобы суммы вернули человеку, придется обращаться в инспекцию. Возврат сделают только после предоставления им декларации и документов, подтверждающих статус налогового резидента (п. 1.1 ст. 231 Налогового кодекса РФ). То есть учреждение не пересчитывает автоматически налог нерезидента, если он в налоговом периоде получил другой статус. Просто с момента получения статуса резидента с доходов работника взимается не 35 процентов, а 13.
Что касается ставок, отметим следующее. Доходы высококвалифицированного иностранного специалиста облагаются по ставке 13 процентов (независимо от срока пребывания в России).
Рассмотрим и такое изменение. Теперь в налоговом законодательстве четко прописано, что налог возвращается как за счет сумм того налогоплательщика, который подал заявление, так и за счет налога на доходы физических лиц по другим сотрудникам, за которых учреждение перечисляет налог. Хотя из всего сказанного выше повод для возврата налога найти теперь сложно…
Например, суммы возвращаются, если после представления работником заявления о получении имущественного налогового вычета налог был удержан без учета этого вычета. Порядок возврата сумм в таком случае теперь прописан в Налоговом кодексе РФ более четко.
Уточнено, что учреждению надо уведомить работника о том, что с него было удержано больше денег (это должны сделать в течение 10 рабочих дней после выявления данного факта). Если суммы не возвращены работнику в течение трех месяцев, человеку полагаются проценты (они исчисляются с учетом ставки рефинансирования, действующей в дни, когда были нарушены сроки возврата).
Правила расчета и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, а также порядок представления отчетности определены Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. › |Новации, которые касаются взносов на страхование от несчастных случаев, подробно рассмотрены в статье "Взносы от несчастных случаев. Изменения в порядке начисления".|<
Согласно действующим нормам, объектом для начисления взносов признаются выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Исключение – выплаты, упомянутые в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Кроме того, предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы за расчетный период в 2011 году, составляет 463 000 руб. (в 2010 году этот показатель был равен 415 000 руб.).
Ставки страховых взносов, действующие в 2011 году, также увеличены.
Общая ставка теперь составляет 34 процента (ранее она была равна 26%), из них:
— в Пенсионный фонд РФ — 26 процентов;
— в Фонд социального страхования РФ — 2,9 процента;
— в ФФОМС — 3,1 процента;
— в ТФОМС — 2 процента.
Однако отметим, что законодательством предусмотрен перечень лиц, которые платят взносы по льготным ставкам. Теперь что касается отчетности. Если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, расчеты по страховым пенсионным взносам следует представлять в электронной форме.
Базовая ставка транспортного налога уменьшена вдвое. Кроме того, субъектам РФ предоставлено право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. Уменьшение налоговых ставок транспортного налога не коснулось ряда объек-тов налогообложения, в частности яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, самолетов, вертолетов и др., они облагаются по старым ставкам.
Кроме того, определено, что налоговую декларацию по итогам года все организации должны представлять не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сдавать промежуточную отчетность не надо. Аналогичное изменение коснулось и земельного налога.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №2, февраль 2011 г.
Начать дискуссию