Аудитор – профессия будущего?

Что произойдет с аудиторским сообществом в связи с введением «упрощенного» экзамена на получение Единого аттестата аудитора?

Что произойдет с аудиторским сообществом в связи с введением «упрощенного» экзамена на получение Единого аттестата аудитора?

«Цветочки»

В российской действительности трудно найти взрослого человека, который при слове «реформы» не вздрогнет, вспоминая перманентные преобразования постсоветской действительности, начиная с 1991 года.  Реформы коснулись всех сфер социальной жизни, экономики, образования, культуры. Впрочем, за 20 лет мы отлично приспособились и даже научились угадывать последствия тех или иных реформ, не обязательно запасаясь при этом спичками и солью. Некоторые перемены касались нас «вскользь», как бы незаметно, или, по крайней мере, неагрессивно.

Однако не так случилось с аудитом и аудиторским сообществом. В последние два года, словно в каком-то бешеном темпе, вводятся новшества. Отмена лицензирования, введение института саморегулируемых организаций, изменения в процедурах внешнего и внутреннего контроля качества аудита, закон, регулирующий размещение заказов для государственных нужд, бесконечные дополнения и изменения закона «Об аудиторской деятельности» – все это серьезно отражалось на рынке аудиторских услуг, внося изменения в характер и стиль работы аудиторов.

Однако в сравнении с грядущими переменами все это лишь «цветочки».

«Ягодки»

Реформы, которые связаны с аудиторской деятельностью и запланированы на ближайшие год-два, сопоставимы с взрывом бомбы по сравнению с бывшими доселе невинными опытами мальчишек-пиротехников из соседнего двора. Речь пойдет об экзамене для действующих аудиторов. В этой статье мы попытаемся диалектически описать происходящие перемены и спрогнозировать последствия введения «упрощенного» экзамена, через который Минфин предлагает пройти всем членам аудиторского сообщества.

Другая наша задача – попытаться рассеять некоторые мифы, например новоиспеченный миф, распространяемый Единой аттестационной комиссией на своем новорожденном сайте:
«В связи с многочисленными вопросами по поводу действительности имеющихся квалификационных аттестатов, Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия» сообщает: Исходя из Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. Федерального закона от 01.07.2010г. № 136-ФЗ) действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2009 г., а также выданные с 1 января 2009 г. до 1 января 2011 г., не подлежат обмену после 1 января 2011 г. Лица, имеющие указанные квалификационные аттестаты, не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена»1.

Не обязаны? Ага. С торжественной невинностью нам сообщают: вам не нужно сдавать никакой экзамен, с вашими аттестатами ничего не приключится. Эта же невинность, по-видимому, не дает возможности сознаться, что через два года ценность "старого" аттестата сведется почти к нулю. Итак, рассмотрим по порядку, что останется от возможности профессиональной деятельности аудитора, не сдавшего упрощенный экзамен до конца 2012 года.

С 01 января 2011 года вступают в силу части 1-8 ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", которые касаются аттестации и повышения квалификации аудитора (ст.ст.11, 12, 17, 23).

Действительно, требования обязательной замены квалификационных аттестатов аудиторов Закон не содержит. Новый порядок дает право аудиторам, имеющим действительные квалификационные аттестаты аудитора, до 01 января 2012 года участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора.
Однако на деятельность со «старым» аттестатом наложены ограничения. Процитируем Закон N 307-ФЗ:

«С 1 января 2012 года при отсутствии квалификационного аттестата, выданного в соответствии с новым законодательством, аудитор не вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности»2.

Метод простого вычитания работает так: банки, страховщики, биржи (впрочем, это не новость для аудитора, имеющего аттестат общего аудита), ФГУПы и гос.корпорации исключены. Но остается довольно обширный рынок организаций, которые попадают под обязательный аудит по критериям выручки и активов. Однако и здесь нас ожидают подводные камни: Федеральный закон № 400-ФЗ, подписанный Президентом РФ 28 декабря 2010 г. и названный "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"", серьезно повысил критерии для проведения обязательного аудита. Согласно новому закону, критерии  по выручке повышены в 8 раз – с 50 до 400 млн. рублей, а по активам - с 20 до 60 млн. рублей.

400-ФЗ исключает из требований к проведению аудита "малышей"3, если сумма чистых активов в этих организациях меньше 60 миллионов рублей. Однако такую сумму активов баланса имеют далеко не все организации, входящие и в средний бизнес4.

Помимо этого, на многие предприятия, безотносительно их «веса» в бизнесе, после повышения ставок страховых взносов во внебюджетные фонды и возрастания нагрузки на фонд заработной платы, ложится серьезное бремя. Собственники будут сокращать дополнительные расходы, среди которых может быть и обязательный аудит. За непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения (для компаний, подлежащих обязательному аудиту), установлен штраф размером 50 рублей. Что экономичнее: провести аудит стоимостью несколько десятков или сотен тысяч рублей, или заплатить мизерный штраф? Вывод очевиден. Такая экономия будет не в пользу аудиторских компаний. Таким образом, количество проверяемых предприятий станет еще меньше. 

Высока доля вероятности, что небольшие аудиторские фирмы, строившие свой бизнес в том сегменте рынка, к которому применимы цифры Закона 400-ФЗ, уже в этом году прекратят свое существование. Также справедливо и то, что у аудитора, имеющего «старый» аттестат, сфера профессиональной деятельности значительно сократится.

В связи с этим обратим внимание еще на одну особенность Закона «Об аудиторской деятельности» в текущей редакции:
«С 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона. (часть 4.1 введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)».

При буквальном прочтении бросается в глаза, что Закон ограничивает аудиторов не в праве подписи аудиторского заключения, а именно в праве участия в аудиторской деятельности по проверке упомянутого ранее спектра предприятий. Если подобное прочтение истинно, то аудитор со «старым» аттестатом приравнивается к статусу специалиста без аттестата или ассистента аудитора внутри компаний, а это может повлечь за собой определенную перестройку штатных расписаний и повлиять на изменение заработной платы работника со «старым» аттестатом. Подобный вопрос («старый» или «новый» аттестат) может ставиться и при переходе аудитора на работу в другую аудиторскую компанию.

Следует помнить, что наш прогноз является лишь частным мнением, предположением варианта развития событий, но ничто не мешает нам следовать совету поговорки и «надеяться на лучшее, но готовиться к худшему».   

Что останется у аудитора со «старым» аттестатом в любом случае:
- возможность участия в обязательном аудите коммерческих предприятий по критериям, упоминаемым в Законе 400-ФЗ;
- возможность участия в инициативном аудите коммерческих предприятий;
- оказание сопутствующих аудиту услуг (обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации);
- оказание прочих, связанных с аудиторской деятельностью услуг.  

«Прочие услуги» представляют собой довольно обширный набор сфер деятельности в экономике. Например, постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование, управленческое консультирование, оценочная деятельность, внутренний аудит и т.д. Однако ни для кого не секрет, что внутри перечисленных областей уже не один год существуют профессиональные сообщества со своей системой квалификаций и аттестатов, известных участникам рынка финансово-экономических услуг.

Существует Палата налоговых консультантов с системой аттестации в сфере налогового консультирования; для бухгалтерского сообщества введена квалификация "профессиональный бухгалтер", которую подтверждает (помимо профильного диплома о высшем образовании) аттестат профессионального бухгалтера; есть саморегулируемые организации оценщиков с жесткими требованиями к оценщикам всех категорий; профессионалы в области внутреннего аудита создали Институт внутренних аудиторов,  и.т.д. Эти объединения существуют не один год, их становление давно завершено.

У аудиторов, пожелавших сменить сферу деятельности вследствие реформ и законодательных ограничений, остается возможность переквалификации. Получить  аттестат профессионального бухгалтера, налогового консультанта, оценщика, специалиста по МСФО, аудитору проще, чем начинающему специалисту. Но все это требует драгоценного времени и финансовых расходов, порой значительных. Впрочем, лучше не отчаиваться и попробовать сдать «упрощенный» экзамен. Конечно, заранее вооружившись знанием о том, что это за «простота» такая, и что нам хотят упростить.

Упрощение жизни аудитора

Любопытно, что когда реформаторы российской действительности задумают провести какую-нибудь реформу, непременно изобретаются специфические словечки, призванные коротко и ясно раскрыть всю полноту смыслов проводимой реформы. Однако, если задуматься, в этих словечках подчас скрываются издевательские интонации. Так, обмен льгот на деньги назвали «монетизацией», а, учитывая низкую ценность, которая у нас традиционно приписывается монетам, это наводило на мысли о целях реформаторов сэкономить на пенсионерах и прочих гражданах, обладающих льготами.

Похожая история повторяется в связи со словечком "упрощенный" экзамен в отношении аудиторского сообщества. Согласно Положению об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение единого квалификационного аттестата аудитора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 118н, действующие аудиторы, имеющие аттестат в какой-либо области аудита, должны не просто повысить квалификацию, а расширить ее до границ единого аттестата. Единый аттестат будет включать в себя возможность для аудитора проводить аудит организаций всех мыслимых сфер деятельности и организационно-правовых форм: банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и.т.д. Декларируется, что лицо, сдавшее экзамен в упрощенном порядке, будет универсальным специалистом в области аудита.  

Упрощенный экзамен будет проводить Единая аттестационная комиссия, созданная всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Экзамен проводится в форме компьютерного тестирования (тесты с многовариантным ответом) и включает вопросы из тех областей знания, которые не сдавал аудитор, когда получал имеющийся у него аттестат. Так, специалист, имеющий аттестат общего аудита, будет сдавать бухгалтерский учет в банковской сфере, МСФО, отвечать на вопросы по особенностям бухгалтерского учета в биржах и страховых компаниях.
Кроме этого, всем аудиторам нужно будет сдать экзамен в области "аудит", а это подразумевает отнюдь не проверку знаний федеральных стандартов аудита, но ответы на вопросы таких тем, как "Противодействие коррупции в ходе аудиторской деятельности", "Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", "Контроль качества аудита", "Профессиональная этика аудиторов".

Министерство финансов, разрабатывая подход к экзамену для действующих аудиторов в начале лета – 2010, предложило льготу: аудиторам, которые прослушают курс повышения квалификации по упомянутым выше темам, предлагалось освобождение от той части экзамена, который получил название «аудит». Обещанная льгота нашла немедленный отклик среди учебных центров, имеющих право проведения курсов повышения квалификации аудиторов.

В результате, данный курс стал самым популярным среди прочих курсов повышения квалификации в 2010 году. Однако, когда в ноябре прошлого года, задним числом (30 сентября) был подписан Приказ, утверждающий Положение об упрощенном экзамене, обещанная Минфином льгота испарилась. На вопросы «как же так?»4 ответом было молчание, как будто и вопроса-то не было. Вместо этого, упрощенный экзамен обрел довольно четкие очертания.

Согласно Положению, на упрощенном экзамене будут проверяться знания аттестованных аудиторов, как правило, по двум (из трех) областей. Каждая область включает по 30 вопросов индивидуального теста. Тест называется "индивидуальным" в силу того обстоятельства, что каждому из аудиторов будут предложены вопросы из тех областей, которых лично ему не хватает для получения единого аттестата. В большинстве случаев аудитор должен будет ответить на 60 вопросов. На это отводится 2 часа 30 минут. Если разделить время ответа на количество вопросов, получается две с половиной минуты на один вопрос теста.

Положение чётко регламентирует экзамен: пользоваться записями, учебниками, любыми другими видами бумажных носителей (включая план счетов) нельзя. Мобильные телефоны, сумки и прочее имущество останется ожидать, пока их хозяева сдают экзамен. Любая возможность пользоваться компьютером, помимо ответов на вопросы теста, исключена. Любое общение между аудиторами, сдающими экзамен в одном компьютерном классе, запрещается. «Списать» у соседа не получится: индивидуальный тест – это не только уникальная выборка из базы вопросов (база может содержать тысячи вопросов) теста, но и перетасовка этих вопросов, предотвращающая любой намек на списывание. В аудитории будет находиться представитель Единой аттестационной комиссии. Есть и инновации: у аудитора будет возможность отвечать только на тот вопрос теста, который он видит в данный момент на экране компьютера. Это означает, что оценить сложность всего "индивидуального теста", а тем более "прокрутить" назад, вернуться к ответу на вопрос теста, данный ранее, по правилам  проведения экзамена, нельзя.

За каждый правильный ответ начисляется 2 балла. Максимум, который можно набрать – 120 баллов. Порог, за которым квалификация будет признана, довольно высок – 104 балла из 120. Это 88% правильных ответов. Неправильно ответил на 8 вопросов из 60, и всё, до свиданья, экзамен провален. Но узнать свой результат аудитор сможет только через 10 дней, когда результат тестирования будет обнародован на сайте Единой аттестационной комиссии (притом, что итоговую оценку компьютерная система тестирования будет определять автоматически, мгновенно).  

Однако, более всего потрясает возможность аудитора подать апелляцию, вернее, почти полное отсутствие такой возможности. Согласно Положению, апелляция предусмотрена, но не по вопросам содержания ответа или корректности составления тестов, а в случае нарушения порядка проведения экзамена, то есть сбоя компьютерной программы, зависания компьютера – технических проблем. То, что в современном образовании тестирование является сложнейшей дидактической проблемой, регулятора, по-видимому, не интересует. Исключением возможности подать апелляцию по содержанию тестов, регулятор полагает, что вопросы теста не могут быть поставлены некорректно. Согласно этой логике, аттестационная комиссия безгрешна.
Впечатляет и стоимость экзамена, утвержденного Единой аттестационной комиссии: 10000 рублей за одну попытку5. Это в 5 раз больше, чем платили аудиторы за свой первичный экзамен.

В результате обзора утвержденного Положения об упрощенном порядке сдачи экзамена, становится очевидным, что аудиторское сообщество впало в немилость. Чем иным можно объяснить подобную жесткость основного регулятора аудиторской деятельности в России по отношению к профессионалам, которым он в последние два десятилетия подписывал и выдавал аттестаты аудитора, не понятно.  

«Я тебя породил, я тебя и убью»

К настоящему времени Минфином России выдано 38,8 тыс. квалификационных аттестатов, в том числе 36,1 тыс. - по общему аудиту, 1,2 тыс. - по банковскому аудиту, 0,9 тыс. - по аудиту бирж, 0,6 тыс. - по аудиту страховщиков.

Такое распределение сфер аудита отнюдь не случайно. Оно связано со спецификой аудиторской проверки в каждой из упоминаемых областей, но также и с тем фактом, что большего количества специалистов рынок аудита не требовал. За годы работы появились аудиторские компании, специализирующиеся, например, на аудите кредитных организаций. В банках, биржах, страховых компаниях эти аудиторские фирмы (да и индивидуальные аудиторы) хорошо известны. Логично, что банки, биржи и.т.п., будут готовы сотрудничать только с такими организациями.
Банковская сфера, бухгалтерский учет и отчетность в ней, особенности взаимоотношений с Центральным банком РФ, слишком специфичны, чтобы доверить проведение аудита, например, выпускнику ВУЗа, не имеющему реальной практики работы по проверке банков. А ведь именно такой статус приобретают аудиторы, имеющие аттестат общего аудита и сдавшие теоретический экзамен по бухгалтерскому учету в коммерческих банках.

Кроме того, учет в коммерческих банках является не только отдельной дисциплиной бухгалтерского учета, но циклом дисциплин, изучаемых в таких ВУЗах как Московский банковский институт, в течение нескольких лет. Ничтожно мала вероятность, что, например, некая кредитная организация, которой нужно подтвердить достоверность отчетности, начнет пользоваться услугами аудиторов, сдавших до начала 2012 года "упрощенный" экзамен, но не имевших глубоких знаний, и, самое главное, практического опыта аудиторской проверки банков.  
Таким образом, рынок аудита, как со стороны заказчика аудиторских услуг, так и со стороны исполнителя, давно и надежно разделен и предопределен.

Сомнительно, чтобы реформаторы, задумавшие испытания для действующих аудиторов, руководствовались  исключительно мотивами создания рынка универсальных специалистов. Есть ли необходимость, например, обязывать всех водителей, получивших права категории «B», сдавать дополнительно экзамен на право вождения тягачей с прицепом, автобусов и мотоциклов («A», «C» и «D»)? Но если истинные причины реформ отличаются от публичных деклараций, каковы же они?

Очевидно, что основной тренд реформы аудита в России направлен в отношении аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты в области общего аудита.  Они сдадут (или провалят) "упрощенный" экзамен (заплатив, при этом, за каждую попытку 10000 рублей из своего кармана) и, таким образом, из более чем 36000 аудиторов (согласно приведенной нами статистике, 93% аудиторов имеют аттестат в области общего аудита) останутся только избранные.

Неизвестно, что не устраивает в этих специалистах Министерство финансов: низкий процент отрицательных аудиторских заключений по отношению к общему числу выданных? Немногочисленность сообщений (в ходе проверок аудируемых лиц) в соответствующие органы о признаках легализации доходов полученных (аудируемыми лицами) преступным путем? Относительная легкость получения аттестата аудитора на заре формирования рынка аудита в России? По всей видимости, все эти причины. А может быть, еще какая-нибудь экзотическая причина, наподобие идеи "омолодить" аудиторское сообщество – не будем гадать.

Как бы там ни было, особенность нынешней реформы аудита и отношения регулятора к регулируемому им сообществу очень хорошо описывает реплика Тараса Бульбы: "Я тебя породил, я тебя и убью". Оставим без рассмотрения маленький (риторический) вопрос: можно ли добиться поставленных реформой целей, игнорируя интересы однажды уже аттестованных, квалифицированных, опытных специалистов, среди которых есть почтенные пожилые люди с многолетним стажем работы?  Или цель, как у нас водится, снова оправдает средства?

Обратная сила образования

Правила и практика формирования аудита в России менялась очень существенно в последние 20 лет. Большая часть аттестатов выдана в соответствии с действующими в 1990-е и 2000-е годы  нормативными документами: Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации (Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2263), Федеральным законом от 07.07.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Так, в соответствии с Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 482), квалификационный аттестат могли получить лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

Но уже в Федеральном законе № 119-ФЗ требования к претендентам на получение квалификационного аттестата ужесточились: только высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Требования по отношению к виду и типу образования вводились для новых аудиторов, выходящих на аттестацию. Никто не планировал проверить соответствие образовательного ценза тех, кто уже владел аттестатом аудитора. Однако еще одна каверза «упрощенного» экзамена заключается в том, что зарегистрированы для его прохождения будут только те кандидаты, которые соответствуют требованиям Закона № 307-ФЗ:

- стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации;
- высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Это означает, что аудитор, имеющий среднее специальное образование и получивший квалификационный аттестат в 1994 году на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N482, регулирующим в то время аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не может не только пройти, но даже быть зарегистрированным для прохождения «упрощенного» экзамена. 

Также отметим, что до 2001 года в законодательстве об аудите в России не содержалось требования получать образование в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию. Не секрет, что в 90-е годы многие наши соотечественники получали дополнительные квалификации, учились «на втором высшем» или проходили курсы профессиональной переподготовки (которые признаются равноценными высшему образованию). Повторим, что вопрос о необходимости государственной аккредитации этих образовательных учреждений для признания их дипломов при аттестации аудиторов тогда не ставился. Было достаточно того, что у этих ВУЗов имелась лицензия на право ведения образовательной деятельности. Какое количество аудиторов получило второе высшее образование в 1990-х годах в ВУЗах, имевших лицензию, но не аккредитованных, пока не известно.

Совершенно ясно одно: это не один, не десять и не пятьдесят аудиторов, а значительно больше. Окончательные цифры станут очевидными при регистрации на «упрощенный» экзамен. Такие кандидаты, согласно «Положению об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на единый аттестат аудитора, проводимый в упрощенном порядке» допущены к экзамену не будут.

Известно, что закон обратной силы не имеет. Однако как насчет допуска кандидатов для сдачи «упрощенного» экзамена, имеющих тот образовательный ценз, который был допустимым, когда действовали соответствующие требования? Ответ прост: никак. Вас не зарегистрируют. Никто ведь, согласно разъяснению действующего законодательства, данному Минфином, не обязан сдавать экзамен в упрощенном порядке…6  Остается только развести руками.

Оцениваем сложность, ставим задачу, действуем

Достаточно риторики. Читателю нашего очерка должна быть понятна политика реформы аудита. Бессмысленно сетовать на положение вещей. Происходящее является фактом: в ближайшие годы аудиторская отрасль в России будет радикально перестроена. Многие, в силу вышеизложенных причин, не смогут пройти через барьер «упрощенного» экзамена. Тем аудиторам, кто, все же, решит обновить квалификационный аттестат по «упрощенному» варианту до 2012 года, будет предоставлено неоценимое преимущество – продолжать работать по своей специальности без ограничений, как это ни странно звучит.

Однако не следует недооценивать сложность  предстоящего экзамена, нужно представить себе реальную ситуацию и начать действовать в соответствии с ней. Итак, какова наша задача? Рассмотрим ее на примере наиболее многочисленной группы аудиторов, имеющих аттестат общего аудита.

Напомним, что для проверки знаний претендентов Положением об упрощенном экзамене установлены вопросы по следующим областям:
1) Бухгалтерский учет и отчетность, включая международные стандарты финансовой отчетности, в банковской сфере;
2)  Профессиональная этика аудитора, контроль качества в аудите, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействие коррупции (далее - аудит).

Вторая область экзамена полностью совпадает с соответствующей программой повышения квалификации аудиторов, поэтому, чтобы подготовиться к ней, нужно подать заявку на повышение квалификации в 2011 году именно по этой программе, внимательно слушать, записывать, ничего не упускать, спрашивать преподавателей о том, как могут быть сформулированы вопросы тестов в преподаваемой ими области. Предварительно необходимо посмотреть программу7 и следить за тем, чтобы преподаватель ничего не забыл объяснить. На этапе отбора учебного центра не мешает спросить у его менеджеров, будут ли преподаватели предлагать пробное тестирование слушателей по своим программам – это может облегчить задачу подготовки.

Правильно ответить на вопросы тестов по программе «Бухгалтерский учет в банковской сфере» – задача несопоставимо более сложная для аудиторов, знающих только общий бух.учет. Поэтому уделим внимание ей. Но вначале несколько слов по методологии подготовки к экзамену.
Существует только две возможности выучить предмет для целей сдачи экзамена.

  1. Заучивание и механическое запоминание (зубрежка);
  2. Систематическое изучение предмета, основанное на глубоком понимании целей, задач, законодательства и регулирования, объектов, их генезиса, морфологии и связей.

Существует три возможности организованного подхода к обучению:

  1. Самостоятельная подготовка по утвержденной программе на основе правильно выбранной системы подготовки, учебников и учебных пособий. Важно, чтобы учебные пособия содержали варианты тестов с ответами;
  2. Нанятый репетитор, хорошо владеющий предметом и методами обучения;
  3. Занятия в группах
    1. Группы по подготовке специалистов (теоретические занятия). Например, посещение лекций в ВУЗе по договоренности с преподавателем или курсы для начинающих.
    2. Группы по подготовке к тестированию именно той категории лиц, которые сдают конкретный экзамен, именно практической подготовки к тестам. Данная услуга должна быть предложена образовательным учреждением. 

Где взять время, особенно сейчас, в самый «сезон» проверок?

  1. Готовиться (учиться) по вечерам
  2. Готовиться (учиться) в выходные дни

Финансовый вопрос: нужно понять, каковы будут затраты на обучение. И, наконец, нужно оценить совокупное время, затраченное на обучение. Попробуем построить оптимальную стратегию обучения по предметной области «Бухгалтерский учет в банковской сфере» для аудитора, знающего «общий» бухгалтерский учет.

Что можно сказать по поводу «зубрежки»? Многие по каким-то причинам иногда пользовались подобной «методикой» подготовки к экзаменам. Но какой итог получали? Да, вызубрил, сдал экзамен, получил (если повезло) оценку «на стипендию», вышел из аудитории и все начисто забыл. Но там была цель – стипендия (как минимум) и диплом (и то, в крайнем  случае, можно взять академический отпуск). В нашем случае все намного серьезнее. На карту поставлена профессия, карьера, накопленный за многие годы работы опыт, определенный круг клиентов. И здесь так не получится: запомнил – сдал – вышел – забыл.

Эффективность самостоятельного изучения банковской сферы под вопросом: если вы никогда не сталкивались с банковским бухгалтерским учетом, с соответствующим ей законодательством и регулированием, будет достаточно трудно выделить основное в ней и не затратить лишнее драгоценное время, которого у аудиторов, подчас, просто нет. Кроме этого, выбрать грамотные учебные пособия – задача не из легких. Нужно быть уверенным, что учебник не устарел к моменту его выхода в печать (учебники по бухгалтерскому учету в России имеют нехорошее свойство устаревать довольно быстро).

Наконец, специфика тестов – это очень коварная вещь. Составителю тестов (а это, безусловно, будет преподаватель ВУЗа, и не просто ВУЗа, а крупного – Финансовой академии, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ или РЭА им. Плеханова  (Плехановской академии)) будет казаться, что тесты, которые он пишет – не более чем «семечки» для студентов. Однако для аудитора, только знакомящегося, например, с планом счетов банковского бухучета, запомнить несколько сотен! номеров счетов, правила их корреспонденции, прочитать и запомнить содержание и номера инструктивных писем Центробанка РФ и другое, что кажется «азами» специалисту по банкам, увы, непросто. Итак, эффективнее всего будет, если в подготовке нам поможет преподаватель банковского бухгалтерского учета.

Попробуем составить его идеальный портрет. Желательно, чтобы это был преподаватель крупного ВУЗа (поскольку, вероятнее всего, что Единая аттестационная комиссия воспользуется услугами именно таких преподавателей для составления тестов на «упрощенный» экзамен), аттестованный аудитор (чтобы понимал ценность времени, которая затрачивается на подготовку и говорил с нами «на одном языке»), хороший методолог (умеющий внятно и системно объяснить каждому члену группы то, что не понятно именно ему), в идеале, имеющий отношение к первичной аттестации аудиторов или разработке тестов для них. Все это нужно иметь ввиду при поиске образовательной услуги по подготовке к экзамену. Во всяком случае, менеджерам образовательных учреждений не мешает задавать вопросы из упомянутого перечня.

В настоящее время услуги подготовки к упрощенному экзамену предлагают всего три образовательных учреждения. Все они находятся в Москве: это Учебный центр «Стэк», Учебный центр «Интеркон-интеллект» и Учебно-методический центр «Профаттестация». Еще несколько учебных центров заявили о проведении подобных курсов, но пока их не проводят. Попробуем сопоставить преимущества предлагаемого курса подготовки в учебных центрах, которые уже начали курсы подготовки к экзамену:

Образовательное учреждение

Область упрощенного экзамена

Количество часов

Преподаватель

Режим занятий

Стоимость, руб.

Стэк http://www.stekaudit.ru/

Банковский бух.учет + аудит

100

Из крупного ВУЗа

Вечер, выходные дни

28 000

Интеркон-интеллект
http://www.intercon-intellect.ru

Банковский бух.учет + аудит

44+40

Из крупного ВУЗа, аудитор

Вечер + день пятница + выходные дни

9 900 + 9 900

Профаттестация
http://www.edu.k-a.ru/

Банковский бух.учет

40

Из крупного ВУЗа, аудитор

Вечер, выходные дни

12 000

То, что курсы подготовки к упрощенному экзамену уже есть на рынке образовательных услуг, говорит о многом. Нам предложена помощь, которой можно воспользоваться. Правда, все это далеко не бесплатно. По всей видимости, ценообразование на курс подготовки к упрощенному экзамену еще не завершено. Однако, исходя из предложенных учебными центрами цен, уже можно сделать определенные выводы. Учитывая стоимость экзамена, курса подготовки к экзамену, возможно, пересдачи (значит, еще одной оплаты экзамена), оплаты курса повышения квалификации в этом году (не забудьте, по программе «Противодействие коррупции, легализации доходов, полученных преступным путем, профессиональная этика, контроль качества»!), плюс всех платежей (членских взносов, страхования профессиональной ответственности) в саморегулируемую организацию в 2011 году, складывается сумма, которую аудиторы должны инвестировать в свое будущее. Но если быть более точным, в возможность работать по своей профессии без ограничений. Печально, что нас поставили перед целой серией неожиданных фактов. Увы, не в первый, да и уж точно не в последний раз. Как тут не вспомнить древнее китайское изречение, применимое к условиям современной российской действительности: «тяжелая ноша – жить в эпоху перемен».

1 http://www.eak-rus.ru/massage.html

2 Закон «Об аудиторской деятельности», статья 5 п. 3, см. также ст. 23 п. 4.1.

3 Малый бизнес – компании с годовой выручкой, не превышающей - 400 миллионов рублей.

4 Средний бизнес – компании с годовой выручкой, не превышающей 1 миллиард рублей

5 http://www.j-as.com/neveroyatnoe.htm

6 http://www.eak-rus.ru/files/prikazN26.pdf

7 http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/programs/index.php?id4=11810

8 Она опубликована на сайте Единой аттестационной комиссии: http://www.eak-rus.ru/files/content_of_programm.pdf

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

3
  • Александр

    Вся ценность аудиторов только в том, что аудит обязателен. Был бы аудит полностью добровольным, то был бы хоть какой то спрос на услуги аудиторов? Какая вообще от аудиторов польза, если большинство из них в проводках путается?

  • Россиянка

    Очень обидно за такое безобразие. Я имею аттестат аудитора (общий аудит) и работаю уже более 17лет. Но у меня финансовый колледж Московский и что теперь ....на улицу, ведь мне три года до 55лет еще...Это равносильно тому, что тебе дали диплом о высшим образовании или ученую степень, а потом взяли и отняли. Кто так законы может нарушить, куда смотрит президент. Да где это видано, чтобы аудитор знал все сразу: общий аудит, банков, страховой, МФСО  и инвестиционный. Никогда не поверю, это надо быть роботом. Спасибо, я очередной претендент на выбывание из аудиторов. Имея при этом известность, стаж, опыт и любимую работу, которую потеряю. Большой поклон Вам всем от всех АУДИТОВ РОССИИ.

  • Евгений

    + 100.

    Аудитор - професия умирающая, т.к. аудит - это услуга НЕРЫНОЧНАЯ. Она навязана государством. Востребованных рынком аудиторских услуг крайне мало. Это либо когда аудитора нанимают собственники (такое бывает очень редко) для проверки менеджмента, либо когда менеджмент  для проверки бухгалтерии (это чаще). А аудит в классическом виде - как подтверждение отчетности для пользователей - на фиг никому не нужен, хотя бы потому, что любой нормальный аудитор ВСЕГДА (см. статистику МФ по выданным заключениям) подтвердит отчетность того, кто ему платит.