НАТАЛЬЯ ВАРНАВСКАЯ, Timothy ’ s
Компании периодически перемещаются с места на место, переходя из зоны ответственности одной налоговой инспекции в зону ответственности другой. Во многих случаях в Москве это не сопровождается формальным переходом фирмы на учет в новую инспекцию, хотя часть компаний предпочитает поддерживать соответствие между своими юридическим и фактическим адресами. И вот тогда в процессе такого перехода возникает резонный вопрос: какой налоговый орган - прежний или новый - должен возвращать заявленный к возмещению НДС? И, что еще более интересно, - кто отвечает за просрочку в возврате налога?
Представим себе обычного налогоплательщика, у которого возникает право требовать от налоговых органов возврата НДС. Он представляет той инспекции, в которой состоит на учете, налоговую декларацию и заявление о возмещении налога путем возврата. Процесс этот небыстрый - только вынесение решения занимает до трех месяцев. И пока оно рассматривается, компания переезжает, вносит соответствующее изменение в свой устав, снимается с учета в том налоговом органе, который просила вернуть НДС, и становится на учет в другой инспекции. Закончив все формальности, налогоплательщик вспоминает об НДС, идет в новую инспекцию, а там ему говорят, что никакого заявления он этой налоговой не подавал и что к его старым делам она отношения не имеет - мол, разбирайтесь с прежней налоговой. Налогоплательщик отправляется туда и очень быстро выясняет, что вернуть ему НДС прежняя налоговая инспекция тоже никак не может, поскольку на учете он в ней больше не состоит. Что делать?
По этому вопросу Федеральным арбитражным судом Московского округа накоплена значительная и однозначная практика: возвращать налог должен тот налоговый орган, где налогоплательщик состоит на учете в настоящий момент (основные прецеденты: «Вымпел» против МИМНС №40 и ИМНС №33, «Авиастрой» против ИМНС №43 и МИМНС №3 по Новосибирской области). Тем не менее до последнего времени не существовало четких решений относительно возможности взыскания процентов за просрочку в возмещении НДС с нового налогового органа - особенно если просрочка была допущена прежним органом.
Теперь этот вопрос также решен ФАС Московского округа. В деле «„Таркетт Рус” против ИМНС №2 и ИМНС №43» суд признал, что вопрос о том, какой налоговый орган (прежний или новый) допустил просрочку в возврате налога, значения не имеет. Все налоговые органы представляют государство, действуют в рамках единой системы и за счет средств федерального бюджета. Соответственно, вина конкретного налогового органа в просрочке возврата НДС действительно не имеет отношения к взысканию процентов. Суд обратил внимание на то, что вообще обязанности налоговых органов исчерпываются направлением в установленный срок извещения в федеральное казначейство.
Таким образом, если ваша компания попадет в подобную ситуацию, можно не задумываясь предъявлять все требования к налоговому органу, в котором она обслуживается в настоящий момент. Вышеуказанные решения позволят отбить любые его ссылки на непричастность. Впрочем, ничто не мешает привлечь в качестве ответчиков столько налоговых органов, сколько хочется.
Использованы материалы сборника « Timothy ’ s . Споры из налоговых правоотношений»
Начать дискуссию