Бухгалтерия

ПБУ «Информация по сегментам» обновили

Минфин России выпустил новую редакцию ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». Формировать и представлять информацию по сегментам по обновленным правилам коммерческие организации должны с бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Минфин России выпустил новую редакцию ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». Формировать и представлять информацию по сегментам по обновленным правилам коммерческие организации должны с бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Скачать ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 08.11.10 № 143н

КТО ОБЯЗАН ПРИМЕНЯТЬ ПБУ

Использовать правила ПБУ 12/2010 для формирования бухгалтерской отчетности должны организации – эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Информацию по сегментам они обязаны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Остальные коммерческие организации применяют положение добровольно – в случае принятия ими решения о раскрытии указанной информации (п. 2 ПБУ 12/2010). Такое решение должно быть закреплено в учетной политике компании на 2011 год.

Отметим, что в сфере применения нового ПБУ есть существенные отличия от ранее действовавшего ПБУ 12/2000 (утв. приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н*). Так, использовать ПБУ 12/2000 необходимо было организациям при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у них дочерних и зависимых обществ.

* Документ утрачивает силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год в связи с изданием приказа Минфина России от 13.12.10 № 169н.

СОСТАВ И ЦЕЛИ

Положение предназначено для заинтересованных пользователей. Как и прежнее, оно не применяется при формировании статистической отчетности, отчетной информации, представляемой кредитной организации, и составления отчетной информации для иных целей, если в правилах составления такой отчетности не предусматривается использование данного ПБУ.

Новое ПБУ должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, которая позволяет оценить отраслевую специфику ее деятельности, хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности компании.

Положение состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Выделение сегментов», «Отчетные сегменты», «Оценка показателей отчетных сегментов», «Раскрытие информации по отчетным сегментам».

Стоит отметить, что ПБУ 12/2010 во многом повторяет Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) 14 «Сегментная информация».

КАК ВЫДЕЛИТЬ СЕГМЕНТЫ

Для выделения сегментов необходимо разделить информацию о деятельности организации на следующие группы:

– деятельность, способная приносить экономические доходы и предполагающая соответствующие расходы;

– деятельность, по которой систематически проводится анализ полномочными лицами организации (принимающими решения о распределении ресурсов внутри организации и оценке результатов);

– по деятельности могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.

Основой выделения сегментов могут быть:

а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;

б) основные покупатели (заказчики);

в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;

г) структурные подразделения организации.

Кроме того, организация вправе использовать дополнительные условия, такие как специфический характер отдельного направления деятельности, ответственность конкретных лиц за ее результаты, обособленность информации, представляемой совету директоров организации, и др.

Несколько сегментов можно свести в один, если это соответствует целям ПБУ, а также при условии сходства характеристик объединяемых сегментов (назначение продукции, товаров, работ, услуг; процесс производства, покупатели (заказчики); способы продажи; правовые условия деятельности и др.).

ОТЧЕТНЫЕ СЕГМЕНТЫ

В пояснениях к бухгалтерской отчетности необходимо раскрывать информацию по отчетным сегментам. Что означает данное понятие?

Сегменты признаются отчетными при соблюдении хотя бы одного из установленных условий:

– выручка сегмента от продаж составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;

– прибыль (убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли или суммарного убытка сегментов;

– активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

Перечень отчетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры.

На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж покупателям. Если сумма такой выручки меньше, то выделяются дополнительные отчетные сегменты (независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности вышеперечисленным условиям).

Показатели деятельности, не включенной в отчетные сегменты, раскрываются в бухгалтерской отчетности как прочие сегменты.

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Показатели отчетного сегмента приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета).

Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат распределению между ними. При этом способ распределения устанавливается организацией в зависимости от характера объектов учета, видов ее деятельности, степени обособленности сегментов. Основу распределения показателей также нужно применять последовательно.

Показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию в соответствии с пунктами 29–31 ПБУ 12/2010 (выручка от продаж, информация о покупателях), приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской отчетности аналогичных показателей организации в целом.

Обратите внимание: при изменении структуры отчетных сегментов сравнительная информация за предшествующие периоды должна быть пересчитана исходя из новой структуры отчетных сегментов. Но если пересчет нерационален, его можно не делать.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

В пояснениях к бухгалтерской отчетности нужно привести следующую информацию по отчетным сегментам:

– общую информацию, а именно: описание основы выделения отчетных сегментов, случаи их объединения, наименование вида или группы продукции (товаров, работ, услуг), от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах;

– показатели отчетных сегментов;

– способы оценки показателей отчетных сегментов;

– сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках.

По каждому отчетному сегменту раскрываются такие показатели, как финансовый результат за отчетный период, общая величина активов на отчетную дату, общая величина обязательств на отчетную дату (если эти данные представляются полномочным лицам организации).

В случае систематического представления полномочным лицам информации по сегментам организация раскрывает по ним дополнительные показатели: выручку от продаж покупателям (заказчикам) организации, подразумеваемую выручку от операций с другими сегментами, проценты (дивиденды) к получению, проценты к уплате, величину амортизационных отчислений, иные существенные доходы и расходы, налог на прибыль, величину внеоборотных активов.

Кроме того, организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины существенных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации (по выручке, по прибыли, по активам и обязательствам и т. д.).

К тому же в пояснениях к бухгалтерской отчетности необходимо раскрыть информацию по каждому географическому региону деятельности. То есть нужно отразить величину выручки от продаж покупателям организации и стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе отдельно показать данную информацию по деятельности в России и за рубежом.

Информация о покупателях, выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки, также раскрывается в отчетности. Это наименование покупателя, сумма выручки от продаж такому покупателю, наименование отчетного сегмента, к которому относится данная выручка.

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №4, февраль 2011 г.

Начать дискуссию