Бюджетный учет

Отдельные вопросы учета готовой продукции бюджетных учреждений

Прежде чем начать разговор об учете готовой продукции, следует сказать несколько слов о документах, на основании которых бюджетные учреждения осуществляют бухгалтерский учет с 1 января 2011 года.

Готовая продукция – это продукция, изготовленная учреждением для продажи. Такое определение можно вывести из описания особенностей учета готовой продукции в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Однако продажа (или реализация) готовой продукции – это не единственная операция, которая может иметь место, если учреждение занимается ее выпуском. Важно знать, как правильно принять на учет, списать с учета выпущенную продукцию, отразить операции по ее использованию для целей самого учреждения, а также учесть потери в результате хранения и перемещения. Все эти и другие вопросы будут освещены в данном материале.

Прежде чем начать разговор об учете готовой продукции, следует сказать несколько слов о документах, на основании которых бюджетные учреждения осуществляют бухгалтерский учет с 1 января 2011 года.

Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств при ведении бюджетного учета руководствуются общими положениями Инструкции № 157н, а также Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н). При этом Инструкция № 162н применяется бюджетными учреждениями до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления с учетом положений п. 15, 16 ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ  решения о предоставлении соответствующему бюджетному учреждению субсидий согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Бюджетные учреждения нового типа, получающие субсидии из соответствующего бюджета, при ведении учета также руководствуются положениями Инструкции № 157н и Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н).

Что изменилось в формировании номера счета?
Работники бухгалтерий бюджетных учреждений помнят, что готовая продукция в соответствии с Инструкцией № 148н  учитывалась на счете 105 07 000, который так и назывался – «Готовая продукция». Согласно Единому плану счетов, утвержденному Инструкцией № 157н, готовая продукция относится к объекту учета – материальным запасам и учитывается на одноименном синтетическом счете 105 00, где 105 – это синтетический код счета (19 – 23-й разряды). В силу п. 37 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. Введение кода группы – это новация Инструкции № 157н.

Материальные запасы учитываются в разрезе трех групп:
– 20 – особо ценное движимое имущество учреждения ;
– 30 – иное движимое имущество учреждения;
– 40 – предметы лизинга.

Поскольку готовая продукция не может быть предметом лизинга, остается две группы – 20 и 30, то есть учет готовой продукции может осуществляться на следующих группировочных счетах:
– 0 105 20 000 «Материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения»;
– 0 105 30 000 «Материальные запасы – иное движимое имущество учреждения».

Объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы и соответствующий ана-литический код вида синтетического счета. Код вида синтетического счета для объектов учета готовой продукции – 7 (п. 117 Инструкции № 157н). То есть 22 – 23-й разряды номера синтетического счета, на котором учитывается готовая продукция, могут иметь соответственно код 27 или 37. Таким образом, учет готовой продукции ведется на счетах:
– 0 105 27 000 «Готовая продукция – особо ценное движимое иму-щество учреждения»;
– 0 105 37 000 «Готовая продукция – иное движимое имущество уч-реждения».

В соответствии с п. 21 Инструкции № 162н бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств не применяют группировочный счет 0 105 20 000, поскольку у них нет особо ценного движимого имущества. Таким образом, в учете бюджетного учреждения получателя бюджетных средств может отражаться только готовая продукция – иное движимое имущество учреждения (счет 0 105 37 000).

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают матери-альные запасы по группам особо ценного и иного движимого имущества. Они ведут учет готовой продукции на обоих счетах: и 0 105 27 000, и 0 105 37 000 (п. 31 Инструкции № 174н).

Аналитические коды в номере счета в 1 – 17-м разрядах соответствуют:
– аналитическому коду по бюджетной классификации РФ согласно приложению 2 к Инструкции № 162н для бюджетных учреждений – получателей бюджетных средств;

– аналитическому коду по классификационному признаку поступлений и выбытий для бюджетных учреждений, получающих субсидии.
18-й разряд счета представляет собой код вида деятельности, или код вида финансового обеспечения. Виды финансового обеспечения учреждения также претерпели изменения. По мнению автора, готовая продукция бюджетных учреждений может учитываться по следующим кодам вида деятельности:

– 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность);

– 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

–  4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (применяются бюджетными учреждениями, получающими субсидии);

– 5 – субсидии на иные цели (применяются бюджетными учрежде-ниями, получающими субсидии);

– 6 – бюджетные инвестиции.

В 24 – 26-м разрядах счета бюджетными учреждениями по-прежнему отражаются коды КОСГУ (п. 21 Инструкции № 157н):

– 340 – увеличение стоимости материальных запасов;

– 440 – уменьшение стоимости материальных запасов.

Принятие готовой продукции к учету

В соответствии с инструкциями № 162н, 174н готовая продукция принимается к учету по фактической себестоимости на основании Требования-накладной (ф. 0315006).

Принятие к учету готовой продукции по себестоимости отражается бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств следующей записью (п. 27 Инструкции № 162н):

Дебет счета 0 105 37 340 «Увеличение стоимости готовой продукции – иного движимого имущества учреждения»

Кредит счета 0 109 61 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

Инструкция № 157н рассматривает также возможность принятия на учет готовой продукции на дату ее выпуска, когда неизвестна ее фактическая себестоимость, которая определяется по окончании месяца. В этом случае готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) стоимости. Такой вариант принятия на учет готовой продукции применяется бюджетными учреждениями, получающими субсидии (п. 39 Инструкции № 174н).

По окончании месяца определяется разница между фактической себестоимостью и плановой (нормативно-плановой) стоимостью готовой продукции, выпущенной за данный месяц. Затем определяется разница, приходящаяся на нереализованную и реализованную продукцию. В учете указанная разница отражается на основании первичных учетных документов (Справка (ф. 0504833)) с приложением расчета.

В части нереализованной продукции разница относится на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной продукции. Если образовалась положительная разница, в учете делается та же проводка, что и при принятии на учет готовой продукции (указана выше). Отрицательная разница принимается на учет обратной проводкой.

В части реализованной продукции, а также продукции, списанной в результате естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п., разница относится на финансовый результат текущей деятельности учреждения:

а) в части превышения фактической себестоимости над плановой стоимостью:

Дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кредит счетов 0 109 60 211 – 0 109 60 213, 0 109 60 221 – 0 109 60 226, 0 109 60 271, 0 109 60 272, 0 109 60 290 – как списание затрат по соответствующим статьям расходов по формированию себестоимости готовой продукции

б) в части превышения плановой стоимости над фактической себе-стоимостью:

Дебет счетов 0 109 60 211 – 0 109 60 213, 0 109 60 221 – 0 109 60 226, 0 109 60 271, 0 109 60 272, 0 109 60 290 – как формирование затрат по себестоимости готовой продукции по соответствующим статьям расходов

Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»

Использование готовой продукции в собственных целях
Инструкция № 162н рассматривает передачу готовой продукции в целях использования ее для нужд учреждения в рамках только одного объекта учета – материальных запасов. Передача готовой продукции осуществляется на основании требования-накладной и отражается в учете следующими проводками:

Дебет счетов 0 105 31 340 – 0 105 36 340 – как увеличение стоимости соответствующих материальных запасов либо основных средств
Кредит счета 0 105 37 440  «Уменьшение стоимости готовой продукции – иного движимого имущества учреждения»

Инструкция № 157 предусматривает перевод готовой продукции в целях ее использования для нужд учреждения в состав не только материальных запасов, но и основных средств (п. 123 Инструкции № 157н). Это правило действительно для бюджетных учреждений, полу-чающих субсидии. Перевод готовой продукции в состав основных средств и материальных запасов в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости на основании требования-накладной. Хозяйственные операции по переводу продукции в состав основных средств в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции отражаются проводкой:

Дебет счетов 0 101 21 310 – 0 101 28 310, 0 101 31 310 – 0 101 38 310 – как увеличение стоимости соответствующих основных средств
Кредит соответствующих счетов счета 0 105 00 000 – как уменьшение стоимости соответствующей готовой продукции

Перевод в состав материальных запасов отражается также в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственных операций следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счетов 0 105 21 340 – 0 105 27 340, 0 105 31 340 – 0 105 39 340  – как увеличение стоимости соответствующих материальных запасов
Кредит соответствующих счетов счета 0 105 00 000 – как уменьшение стоимости соответствующей готовой продукции

В случае перевода готовой продукции в состав материальных запасов (основных средств) ее фактическая себестоимость признается фактической (первоначаль-ной) стоимостью объекта (п. 123 Инструкции № 157н).

Списание потерь готовой продукции
Списание естественной убыли готовой продукции производится на основании оправдательных документов (актов) только по результатам проведенной инвентаризации.

Бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств естественная убыль списывается с кредита счета 0 105 37 440 в дебет счетов учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг в зависимости от того, где имело место приме-нение готовой продукции (п. 27 Инструкции № 162н):

– 0 109 61 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

– 0 109 71 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

–  0 109 81 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов».
Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают естест-венную убыль готовой продукции с кредита счетов 0 105 27 440, 0 105 37 440 также исходя из смысла операции в дебет следу¬ющих счетов (п. 43 Инструкции № 174н):

– 0 109 60 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»;

– 0 109 70 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

–  0 109 80 272 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»;

– 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов».

Бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств списание потерь готовой продукции при чрезвычайных обстоятельствах отражают проводкой:

Дебет счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит счета 0 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продук-ции – иного движимого имущества»

Сумма недостач, хищений в размере балансовой стоимости готовой продукции относится на доходы от реализации активов (счет 0 401 10 172) на основании надлежаще оформленных актов. При этом в учете формируется дебиторская задолженность виновных лиц в размере текущей рыночной стоимости готовой продукции. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть выручена в результате продажи объектов готовой продукции на дату обнаружения недостачи, хищения (п. 25 Инструкции № 157н).

В учете операции по списанию выявленных недостач и хищений отражаются следующим образом:

1. Начисление задолженности по выявленным недостачам, хищениям:
Дебет счета 0 209 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»
Кредит счета 0 410 10 172 «Доходы от реализации активов»

2. Списание балансовой стоимости готовой продукции:
Дебет счета 0 410 10 172 «Доходы от реализации активов»
Кредит счета 0 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции – иного движимого имущества учреждения»

3. Списание с баланса суммы недостачи готовой продукции в связи с неустановлением виновных лиц, уточнением суммы задолженности по недостачам по решению суда, а также возмещением причиненного вреда в натуральной форме:

Дебет счета 0 410 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 0 209 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, сумму недостач, хищений готовой продукции относят в дебет счета 0 401 20 272 «Рас-ходование материальных запасов». Остальные операции отражаются теми же проводками.

Реализация готовой продукции
Реализация готовой продукции – это передача права собственности на продукцию, изготовленную учреждением, заказчикам в соответствии с договором.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ст. 218 ГК РФ).

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется методом начисления. Финансовый результат текущей деятельности учреждения тоже отражается по этому методу. Таким образом, доходы и расходы учреждения, связанные с реализацией готовой продукции, должны быть отражены в учете по нему же. Пункт 3 Инструкции № 157н дает следующее определение метода начисления: это метод, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением операций. Отсюда – доход от реализации готовой продукции должен быть начислен в момент перехода права собственности на нее к заказчику. Если договором не установлено иное, то моментом перехода права собственности на продукцию считается ее отгрузка. Именно в момент отгрузки у бюджетного учреждения возникает требование к заказчику оплатить отгруженную продукцию, а значит, этот момент считается моментом (датой) отражения в бухгалтерском учете доходов от реализации готовой продукции.

На основании анализа положений указанных выше инструкций автор предлагает следующую схему проводок для отражения операций по реализации готовой продукции бюджетными учреждениями. Приведенная ниже схема может применяться бюджетными учреждениями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности.

1. Доход от реализации готовой продукции для бюджетных учреждений является доходом от оказания платных услуг. Сумма начисленного дохода отражается в соответствии с условиями договора (договорная стоимость) и включает сумму НДС, в случае если реализация продукции облагается данным налогом.
Начисление дохода отражается проводкой:
Дебет счета 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»
Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

2. Начисление НДС к уплате в бюджет со стоимости реализованной готовой продукции отражается проводкой:
Дебет счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кредит счета 2 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

3. Реализация готовой продукции, другими словами, списание стоимости готовой продукции на доходы от оказания платных услуг отражается в учете проводкой:
Дебет счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Кредит счета 2 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продук-ции – иного имущества учреждения»
Бюджетные учреждения, получающие субсидии, списывают в дебет счета 0 401 10 130 плановую (нормативно-плановую) стоимость готовой продукции (п. 42 Инструкции № 174н), бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств – фактическую себестоимость готовой продукции (п. 27 Инструкции № 162н). Отпуск продукции заказчику производится на основании первичных учетных документов: Требова-ния-накладной (ф. 0315006) и Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007).

4. Начисление дебиторской задолженности заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции отражается проводкой:
Дебет счета 2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»
Кредит счетов 2 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств), 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (бюджетными учреждениями, получающими субсидии)

5. При зачислении в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции делается проводка:
Дебет счетов 2 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (бюджетными учреждениями – получателями бюджетных средств), 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» (бюджетными учреждениями, получающими субсидии)
Кредит счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

6. Поступление на счет учреждения средств от деятельности, приносящей доход, отражается записью:
Дебет счетов 2 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 2 201 21 510 «Поступления денежных средств учреждения на счета в кредитной организации»
Кредит счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

7. Поступление в кассу учреждения средств от деятельности, приносящей доход, отражается записью:
Дебет счета 2 201 34 510 «Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит счета 2 205 31 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»  

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году