Основные средства

Использованные материалы оприходованы с опозданием

Организация сдала объект 20 декабря 2010 года. Часть материалов для капитального ремонта бралась под залог. Оплачены они были в январе 2011 года, тогда же поставщиками выставлены накладные и счета-фактуры. Как теперь списать эти материалы? Свои рекомендации по урегулированию возникшей ситуации дает Юрий Владимирович Жигачев, главный бухгалтер организации-застройщика.
Организация сдала объект 20 декабря 2010 года. Часть материалов для капитального ремонта бралась под залог. Оплачены они были в январе 2011 года, тогда же поставщиками выставлены накладные и счета-фактуры. Как теперь списать эти материалы? Свои рекомендации по урегулированию возникшей ситуации дает  Юрий Владимирович Жигачев, главный бухгалтер организации-застройщика.
Нарушен порядок составления документов
Как следует из ситуации, организация получила и использовала материалы в прошлом (2010-м) году. В январе 2011 года она их оплатила, и лишь после этого продавец оформил накладные и счета-фактуры.

В таком случае имеет место нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем сказано, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее окончания. При этом следует отметить, что оформление данного документа является обязанностью поставщика.

В рассматриваемой же ситуации хозяйственная операция (приемка-передача материалов) была совершена в одном году, а соответствующие документы составлены в другом. Поэтому лучше всего попросить поставщика датировать накладную и счет-фактуру днем фактического совершения хозяйственной операции (до 2011 года), то есть переделать документы.
Переоформить «первичку» не удалось

Однако поставщик (несмотря на то что своевременно не выполнил свою обязанность по составлению документов) может отказаться датировать указанные документы более ранним числом (до 2011 года), а покупатель, чтобы не портить с ним отношения, согласится их принять на условиях поставщика.

Важно знать, что, получив материалы и не оформив при этом никаких документов, строительная организация тоже совершила нарушение. Ей следовало оприходовать материалы.  

Как нужно было действовать

Принять материалы на учет можно было в порядке, предусмотренном для неотфактурованных поставок.  

ОПРИХОДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Они принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

Основанием для принятия к учету организацией материально-производственных запасов, относящихся к неотфактурованным поставкам, является акт о приемке материалов (форма № М-7, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

Акт составляется не менее чем в двух экземплярах комиссией, в которую наряду с материально ответственными лицами входят представители администрации организации (покупателя) и представители отправителя (поставщика) или незаинтересованной организации. Один экземпляр акта передают в бухгалтерию организации (покупателя) для учета движения материальных ценностей, второй направляют поставщику для сообщения ему о неотфактурованной поставке.

Материалы принимаются к учету следующими записями:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Неотфактурованные поставки»
КРЕДИТ 60 субсчет «Неотфактурованные поставки»

– отражено поступление материалов по неотфактурованной поставке (без НДС); >|Материалы приходуются без НДС (п. 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденных приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).|<

ДЕБЕТ 19 субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»
КРЕДИТ 60 субсчет «Неотфактурованные поставки»

– выделена сумма НДС по поступившим материалам.

Если же материальные запасы попали в адрес организации случайно, то есть договорные отношения с поставщиком отсутствуют, учитывать их на своем балансе нет оснований. Принять имущество следует на забалансовый учет в рыночной оценке, а затем выяснять отношения с поставщиком (ст. 514 «Ответственное хранение товара, не принятого покупателем» Гражданского кодекса РФ). Также нельзя учесть в качестве неотфактурованной поставки материальные ценности хотя и поступившие в соответствии с договором, но без перехода на них права собственности. Например, если право собственности по условиям договора переходит к покупателю после оплаты.

Однако учтите: в таких случаях у организации нет права использовать данные материалы до получения на них права собственности. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам учетная цена материалов должна быть скорректирована согласно поступившим документам с уточнением расчетов с поставщиком. НДС принимается к вычету после получения от поставщика соответствующих счетов-фактур (при соблюдении всех других необходимых для вычета условий).  

ВЫЯВЛЕНИЕ РАСХОЖДЕНИЙ
Имея на руках документы от поставщика, датированные 2010 годом (если он согласился на переоформление), либо акт о приемке материалов по неотфактурованным поставкам, датированный 2010 годом (если в переоформлении поставщик отказал), организация составляет акт о списании запасов, использованных в строительстве в 2010 году. Основанием служат данные отчета по форме № М-29 (доработанной в соответствии с требованиями законодательства), а также сведения об учетной стоимости материалов. >|Если форма № М-29 в организации не применяется, данные о фактическом и нормативном расходе материалов нужно взять из иного документа, содержащего такие сведения, заверенного руководителем. Его форма разрабатывается организацией самостоятельно.|<

Из акта будет видно, что указанные материалы фактически использованы при строительстве объекта, сданного в 2010 году. Лучше, если акт о списании также будет от 2010 года. При этом помните, что он должен содержать обязательные для первичных документов реквизиты (они перечислены в п. 2 ст. 9 закона № 129-ФЗ).  

ИСПРАВЛЕНИЕ

После поступления «опоздавших» документов учет отраженных в них материалов нужно вести так, как определено в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н (далее – Указания). А именно:

– если ошибка, относящаяся к текущему периоду, выявлена после окончания отчетного года, но до утверждения бухгалтерской отчетности, то исправительные записи вносятся декабрем года, за который составляется отчетность;

– если же после утверждения бухгалтерской отчетности, то исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность не вносятся (п. 11 Указаний).

Напомним: несущественные ошибки, допущенные в прошлых годах, рассматриваются как прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном году, и отражаются в составе прочих доходов или расходов (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99).  

Подробнее о порядке исправления ошибок, предусмотренном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», читайте в журнале «Учет в строительстве» № 11, 2010, стр. 40. Что касается налога на прибыль, то, поскольку его сумма уменьшится, организация имеет право (но не обязана) подать уточненную декларацию за 2010 год, увеличив в ней сумму прямых расходов.

Если акт о приемке материалов (по неотфактурованным поставкам) не составлялся и документы от поставщика, датированные 2011 годом, им не переоформлены, признать данные затраты в налоговом учете скорее всего не получится. Ведь по документам выходит, что материалы организация получила в 2011 году, и никакого документального подтверждения, что это не так, у нее нет. Как же такие материалы могут быть использованы на сданном в декабре прошлого года объекте? В бухгалтерском учете затраты на их покупку должны быть списаны в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при получении документов, датированных 2011 годом), поскольку фактически эти материалы в организации отсутствуют. Причем для их списания на прочие расходы понадобятся соответствующие документы (например, оформленные в связи с проведенной инвентаризацией товарно-материальных ценностей). Иначе по данным бухгалтерского учета эти материалы будут числиться на счете 10 «Материалы» при их фактическом отсутствии у организации.

Так что будьте внимательны. Обидно «терять» расходы (иногда довольно значительные суммы), на которые нельзя будет уменьшить налогооблагаемую прибыль, из-за таких вот просчетов с оформлением. А в дальнейшем (во избежание возникновения проблем) целесообразно обговорить этот момент с поставщиком заранее.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №4, апрель 2011 г.

Начать дискуссию

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
2

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.

Интересные материалы

Кабмин направит на поддержку Запорожской и Херсонской областей 4,4 млрд рублей

Деньги пойдут на выплату зарплат сотрудников бюджетных учреждений.