Учет в строительстве

Обслуживание систем пожарной сигнализации. Ситуация с лицензией МЧС

Организация обслуживает системы пожарной сигнализации и к выполнению этих работ привлекает субподрядчиков. Отменено ли лицензирование на данный вид деятельности? Или наличие лицензий у исполнителей все же необходимо (как у самой организации, так и у ее субподрядчиков)? Разобраться помогут последние разъяснения чиновников.
Организация обслуживает системы пожарной сигнализации и к выполнению этих работ привлекает субподрядчиков. Отменено ли лицензирование на данный вид деятельности? Или наличие лицензий у исполнителей все же необходимо (как у самой организации, так и у ее субподрядчиков)? Разобраться помогут последние разъяснения чиновников.
 
Изучаем нормы законодательства

Правоспособность юридического лица регулируется статьей 49 Гражданского кодекса РФ. Общие правила таковы. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежит лицензированию (подп. 39 п. 1 ст. 17).

Неясность возникла из-за положений пункта 7 статьи 18 закона № 128-ФЗ, где сказано, что со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, утвержденный Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ, вступил в силу 30 апреля 2009 года – по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования (ст. 152). Казалось бы, с этого момента и должно быть прекращено лицензирование указанных работ. Но вот тут-то мнения и разделились.  

Техрегламент лицензирования не отменяет

Министерство чрезвычайных ситуаций считает, что в настоящее время деятельность по техническому обслуживанию пожарных сигнализаций подлежит лицензированию, как и прежде. Лицензии выдаются МЧС России в соответствии с законом № 128-ФЗ и Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. >|Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625.|<

Обосновывается такая позиция тем, что, несмотря на вступление в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, закон № 123-ФЗ (его утвердивший) не установил требования к производству рассматриваемых видов работ. Закон определил лишь основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Поэтому вступление в силу Технического регламента не влечет отмены лицензирования. На это обращено внимание в письме МЧС России от 11 марта 2010 г. № 19-1-15-1282.

Отметим, что данный вывод нашел поддержку и в судебной практике. В качестве примера приведем постановление ФАС Уральского округа от 6 апреля 2010 г. № Ф09-2190/10-С1. 

Иная позиция

В то же время в письме Минэкономразвития России от 2 февраля 2010 г. № Д05-246 изложено обратное мнение. При вступлении в силу закона № 123-ФЗ лицензирование указанного вида деятельности должно быть прекращено, поскольку закон № 128-ФЗ содержит прямую норму об отмене лицензирования для такой деятельности.

Что интересно, данная точка зрения тоже была признана судом правомерной. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 22 апреля 2010 г. № Ф03-2090/2010 пришел к выводу, что привлечение к административной ответственности (за выполнение работ без лицензии) невозможно, поскольку на день вынесения судом решения о привлечении предпринимателя к ответственности обязанность, нарушение которой ему вменено, была отменена. 

Антимонопольная служба поддержала МЧС

Вопрос лицензирования был рассмотрен ФАС России в информационном сообщении от 3 февраля 2011 г. В нем проанализированы нормы законодательства. Сообщено также, что Федеральная антимонопольная служба направила запросы в Минэкономразвития России, МЧС России с целью уточнения позиции министерств по вышеуказанному вопросу и получила следующие ответы.

Министерство чрезвычайных ситуаций в письме от 4 июня 2010 г. № 19-1-15-3042 подтвердило, что осуществляет лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с законом № 128-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45.

В письме от 23 июля 2010 г. № 13057-АП/Д05 Минэкономразвития России в свою очередь сообщило, что депутатами Государственной думы Федерального собрания РФ внесен проект Федерального закона № 305620-5, которым лицензирование деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности предлагается заменить институтом саморегулирования. В связи с чем лицензирование рассматриваемого вида деятельности будет прекращено с момента вступления в силу данного закона.

С учетом этого Минэкономразвития России изменило свою первоначальную позицию и признало, что в настоящее время деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений должна осуществляться на основании лицензии.

Таким образом, ФАС России в указанном информационном сообщении был сделан вывод о том, что при рассмотрении вопроса о лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений необходимо руководствоваться позицией лицензирующего органа – МЧС России. 

Лицензирование планируют заменить саморегулированием

Проект Федерального закона № 305620-5, предполагавший прекратить с 1 января 2011 года лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, одобрен в первом чтении 9 июля 2010 года, но окончательно пока не принят.

Поэтому до его принятия деятельность по техническому обслуживанию пожарных систем подлежит лицензированию.

Впрочем, организация вправе с этим не согласиться, поскольку как уже было сказано, единого мнения по данному вопросу не существует. Но позиция ФАС России судами скорее всего будет принята во внимание. Так что исход дела предугадать невозможно. 

Лицензии у субподрядчиков

Теперь о субподрядчиках. Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика и несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. А перед субподрядчиком – ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчиком. При этом заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (если иное не предусмотрено законом или договором).

Исходя из изложенного, организация, имеющая лицензию МЧС России на техническое обслуживание систем пожарной сигнализации, вправе передать часть работ на субподряд. Правда, только фирмам, у которых тоже есть лицензия на этот вид деятельности.

Важно запомнить

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если оно обязательно, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в сумме от 4 тыс. до 5 тыс. руб., на юридических лиц – в сумме от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (п. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №4, апрель 2011 г.

Комментарии

1
  • Попков Даниил

    Коллеги! В настоящий момент большое количество недобросовестных организаций пользуются создавшимся правовым вакуумом! Хотел бы гораздо шире рассмотреть данный вопрос. Начнем с того, что входит в состав работ "под ключ" систем противопожарной защиты: проектирование+монтажные и пусконаладочные работы. Проектные работы должны осуществляться на основании допуска СРО на проектирование с 01.01.2010 года. Ранее данные работы осуществлялись на основании так называемой лицензии №1 на Деятельность по тушению пожаров (в состав, которой входило проектирование). С внесением изменений в Градостроительный кодекс, закон "О лицензировании" и "О саморегулировании" выполнение данной деятельности по проектированию разрешается при наличии допуска. Как выходят из ситуации отдельные недобросовестные компании: либо пользуясь незнанием законодательства в приложении к проекту указыват лицензию №1, либо указывают так называемые "пожарные СРО". Хочу обратить внимание на последний вариант. В указанной выше статье говорится о том, что законопроект находится на рассмотрении. Однако, в предчувствие больших денег, было создано множество некоммерческих организаций, позже получивших статус СРО в области пожарной безопасности. Данные организации, на сегодняшний день не имеют право выдавать допуска на выполнение работ!  Но были выявлены случаи как получения допусков, так и приложение данных свидетельств к проектам.

    Теперь о работах по техническому обслуживанию и монтажу. Данные работы на сей день имеют право выполнять организации, имеющие лицензию №2. Ожидаем принятие закона!