О.В. Горшенина, эксперт «Федеральной бухгалтерской газеты»
Фирма получила товар, а документы на него поставщик еще не представил. С такой ситуацией сталкивается практически каждый бухгалтер. О том, как в этом случае оформить неотфактурованную поставку и как отразить поступившие ценности в бухгалтерском учете, рассказал консультант Павел Юрьевич Егоров.
Практически у каждой фирмы есть необязательные поставщики, которые систематически не представляют вовремя документы на товар. Так, в организацию могут поступить материально-производственные запасы без расчетных документов от продавца – счета-фактуры, платежного требования или других документов, принятых для расчетов. «Прежде чем отнести поступивший товар к неотфактурованным поставкам, – посоветовал Павел Юрьевич, – нужно убедиться, что он не числится как оплаченный ранее, но находящийся в пути, или же как не вывезенный со складов поставщика. После этого бухгалтер должен проверить, перешло ли к покупателю право собственности на поступившие ценности. Если это право перешло, то ценности нужно ставить на баланс».
Однако у бухгалтеров сразу же возникает вопрос: каким документом оформить неотфактурованную поставку?
«Ответы можно найти в методичке по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденной приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н, – указал консультант. – Поступление материалов организация должна оформить актом о приемке материалов (форма № М-7, утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а). Если речь идет о торговой фирме, то для нее актуальна форма акта ТОРГ-4, утвержденная постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132. Документ составляется комиссия в двух экземплярах. На основании первого экземпляра фирма приходует поступившие ценности. Второй экземпляр она направляет поставщику. Материалы без документов должны быть отражены по дебету счетов учета материальных запасов в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Следующий вопрос, который приходится решать счетному работнику: по какой стоимости отражать поступившие материалы?
«Ценности организация может приходовать по учетным ценам, которые содержатся в договорах, спецификациях к ним, протоколах согласования цен и т. д., – отметил Павел Юрьевич. – Если же в учетной политике закреплено, что в качестве учетной цены используется фактическая себестоимость материалов, то они приходуются по рыночным ценам».
При оценке материалов по учетным ценам их фактическую себестоимость организация относит в дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». По кредиту счета 15 в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» отражают учетную стоимость материалов. Отклонения в стоимости ценностей бухгалтер учитывает на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», а затем пропорционально стоимости израсходованных материалов списывает на счета учета расходов.
Когда сумма, указанная в поступивших расчетных документах поставщика, соответствует сумме по договору, никаких исправлений бухгалтеру делать не нужно. Если же цены изменилась, то стоимость материалов нужно скорректировать.
Начать дискуссию