Бюджетный учет

Заключаем госконтракт с организацией, применяющей «упрощенку»

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). В результате на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.
По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). В результате на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.
 
Цена контракта может быть уменьшена?

В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее «упрощенку», на чей счет следует отнести экономию (доход), связанный с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС? Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт. При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009. Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что «…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…».

Фактически в этом случае сумма налога на добавленную стоимость, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Данный вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см. например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).  

Можно ли ограничить количество организаций на «упрощенке»?

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами. При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но когда участник должен заявить о применении им «упрощенки»?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым, исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках.

Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.  

Можно «выровнять» предложения?

С одной стороны, действительно, сразу на себя обращает внимание тот факт, что фирма, применяющая «упрощенку», находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается на основании применения “упрощенки”)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что исходя из общих правил побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим.

Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: «упрощенка» – специальный налоговый режим, направленный, главным образом, на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупах не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения.

Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей  47 Закона о госзакупках, также не предусмотрены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками.

В частности, если участник работает на «упрощенке» и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.  

Возможно ли определить цену контракта без НДС?

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика.

Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком НДС, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение НДС – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможности ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость.  

Если поставщик сменил режим в ходе исполнения контракта

По общему правилу цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Поставляемые товары (работы, услуги) оплачиваются исходя из цены, установленной контрактом (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).
При этом установленная в контракте стоимость оплаты не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на исполнение контракта и является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении (п. 4 совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05). В том случае, когда государственный (муниципальный) контракт был заключен по цене, включающей налог на добавленную стоимость, но впоследствии поставщик перешел на спецрежим в виде упрощенной системы налогообложения, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется.

Запрет на такие действия установлен в части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а ответственность за его нарушение – в статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Допустимыми действиями сторон в этом случае будет подписание дополнительного соглашения к контракту, по которому меняется формулировка цены контракта: вместо «включая НДС» будет указано «НДС не облагается». Обратите внимание: общая цена государственного (муниципального) контракта при этом останется прежней, сумма «бывшего» налога на добавленную стоимость перейдет теперь в доход поставщика.

Вместе с тем при исполнении контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Это определено частью 4.1 статьи 9 Закона о госзакупках.

То есть с согласия поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер налога на добавленную стоимость, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

Как мы видим, из изложенного следует, что уменьшение цены контракта возможно сразу же после его подписания сторонами при условии, что прочие условия контракта не изменяются.


Важно запомнить

При заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», цену контракта следует рассчитывать без учета налога на добавленную стоимость.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №4, апрель 2011 г.

Начать дискуссию