Учет в торговле

«Информация по сегментам». Принят новый стандарт

С отчетности за 2011 год действует новое ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». В статье мы рассмотрим особенности применения этого стандарта при подготовке отчетности.

С отчетности за 2011 год действует новое ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». В статье мы рассмотрим особенности применения этого стандарта при подготовке отчетности.

Применение нового ПБУ
С отчетности за 2011 год вместо ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденного приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н, применяется ПБУ 12/2010. Оно утверждено приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 года). Такая замена обусловлена переходом организаций на подготовку отчетности в соответствии с МСФО. Надо сказать, что ПБУ 12/2010 соответствует МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты».

ПБУ 12/2010 нужно тем организациям, которые в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности приводят показатели по отдельным сегментам. В частности, по видам деятельности, видам продукции, регионам или структурным подразделениям. Как предусмотрено новыми правилами, в отчетах за 2011 год детализировать такие данные обязаны лишь организации – эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Остальные торговые компании применяют ПБУ 12/2010 по желанию. Информация по сегментам раскрывается для того, чтобы обеспечить заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности необходимыми сведениями. Эти данные позволяют им оценить отраслевую специфику и хозяйственную структуру компании, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности. Информация предоставляется на основании внутренней (управленческой) отчетности организации.

Выделение сегмента
Выделить сегмент – значит обособить информацию о части деятельности торгового предприятия:

– которая способна приносить экономические выгоды и предполагает соответствующие расходы, в том числе от операций с другими сегментами;

– результаты которой систематически анализируются лицами, уполномоченными принимать решения о распределении ресурсов и оценивать эти результаты;

– финансовые показатели которой могут быть сформированы отдельно от показателей других частей деятельности организации.

Причем, чтобы признать сегмент, все перечисленные условия должны выполняться одновременно (п. 5 ПБУ 12/2010).

У торговой фирмы, имеющей структурные подразделения в разных регионах или разные магазины в одном городе, сегментами может являться деятельность этих подразделений. Сегментом также может быть оптовая и розничная торговля.

Признание сегмента отчетным
Сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий. Первое: выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов.

Второе: финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли или суммарного убытка сегментов.

Третье: активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов.

При этом отчетных сегментов не должно быть более 10 (п. 15 ПБУ 12/2010). Если их больше, некоторые сегменты придется объединить.

И еще одно условие: на отчетные сегменты должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж, представленной организацией в отчете о прибылях и убытках.

Пример.
Основные показатели деятельности торговой компании, занимающейся розницей и оптом, приведем в таблице 1. 

Данные по деятельности торговой фирмы

Виды дея­тель­ности
 
Выручка
(тыс. руб.)
 
Прибыль
(+)/
убы­­­ток (–)
Активы
(тыс. руб.)
 
Виды деятельности
Выручка
(тыс. руб.)
 
Прибыль
(+)/
убы­ток (–)
Активы
(тыс. руб.)
Филиал в Москве
Филиал в Иванове
 
Розничная продажа
30
+ 5
40
Розничная продажа
1,0
 
+ 0,2
 
0,5
 
Оптовая продажа
75
 
+ 10
 
15
 
Оптовая продажа
0,5
 
+ 0,1
 
0,4
 
Итого
105
+ 15
55
Итого
1,5
+ 0,3
0,9
Филиал в Твери
Филиал в Калуге
Розничная продажа
5
+ 1,0
10
Розничная продажа
2,0
 
+ 0,4
 
5
 
Оптовая продажа
12
 
+1,2
 
5
 
Оптовая продажа
2,5
 
+ 1,0
 
6
 
Итого
17
+ 2,2
15
Итого
4,5
+ 1,4
11

Операционными сегментами компании являются розничная продажа и оптовая продажа. Географические сегменты – это филиалы организации в Москве, Твери, Иванове и Калуге.

Выручка, финансовый результат и активы филиалов в Иванове и Калуге составляют менее 10 процентов суммарных показателей по компании.

Однако информация по ним полезна стороннему пользователю.

Теперь приведем группировку основных показателей деятельности торговой компании по сегментам (табл. 2).

Данные по сегментам

Сегменты
 
Выручка от продажи
 
Прибыль (+) /убыток (–)
 
Активы
 
сумма,
тыс. руб.
отношение
к общему
итогу, %
сумма,
тыс. руб.
отношение
к общему
итогу, %
сумма,
тыс. руб.
отношение
к общему
итогу, %
Операционные сегменты
Розничная торговля
38
29,69
6,6
35
55 ,5
67,77
Оптовая торговля
90
70,31
12,3
65
26,4
32,23
Итого
128
100
18,9
100
81,9
100
Географические сегменты
Филиал в Москве
105
82
+15
79,37
55
67,16
Филиал в Твери
17
13,28
+2,2
11,64
15
18,32
Филиал в Иванове
1,5
1,17
+0,3
1,59
0,9
1,1
Филиал в Калуге
4,5
3,55
+1,4
7,4
11
13,42
Итого
128
100
18,9
100
81,9
100

Таким образом, все выделенные операционные сегменты – отчетные, поскольку выручка по ним в совокупности составляет более 75 процентов (это одно из условий для признания сегмента отчетным).

А по каждому сегменту в отдельности выручка, финансовый результат деятельности и сумма активов превышают 10 процентов суммы этих показателей по компании в целом. А вот из выделенных географических сегментов отчетными являются филиалы в Москве и Твери.

Раскрытие информации о сегментах
Общая информация по каждому из сегментов отражается в пояснительной записке организации. При этом компания должна объяснить основу выделения сегментов или их объединения.

Итак, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности торговая организация должна привести следующую информацию по отчетным сегментам:

1) общую информацию, которая включает в себя описание основы выделения отчетных сегментов, описание случаев объединения сегментов, наименование вида (группы) товаров, продажа которых составляет выручку в каждом из сегментов;

2) показатели отчетных сегментов на отчетную дату, в частности финансовый результат, величина активов и пассивов, если эти показатели предоставляются полномочным лицам организации. Также может быть раскрыта информация по следующим показателям: выручка, проценты к получению, которые могут быть зачтены с процентами к уплате, амортизация по основным средствам и нематериальным активам, налог на прибыль по сегменту;

3) способы оценки показателей отчетных сегментов;

4) сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации;

5) иную информацию, предусмотренную ПБУ 12/2010.

Важно запомнить
Выделение сегментов связано с тем, что организация обособляет информацию о части своей деятельности, скажем по торговым точкам в разных регионах или по видам реализуемых товаров. При этом сегментирование должно быть произведено так, чтобы на отчетные сегменты приходилось не менее 75 процентов выручки от продаж, представленной в отчете о прибылях и убытках. Величина выручки формируется по итогам года, поэтому установить окончательный перечень отчетных сегментов до его окончания нельзя.
Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №4, апрель 2011 г.

Начать дискуссию