Учет в туризме

Если турфирма возмещает убытки при форс-мажоре…

Туристы оказались за границей во время массовых волнений. Эта ситуация прописана в договоре с клиентами как форс-мажор. Но турфирма решила потратить деньги на то, чтобы оплатить туристам более ранний приезд, возместила иные расходы. К сожалению, налоговики не позволяют признать эти суммы в целях налогообложения…

Туристы оказались за границей во время массовых волнений. Эта ситуация прописана в договоре с клиентами как форс-мажор. Но турфирма решила потратить деньги на то, чтобы оплатить туристам более ранний приезд, возместила иные расходы. К сожалению, налоговики не позволяют признать эти суммы в целях налогообложения…

Выплата при форс-мажоре не обязательна
Обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайные и непредотвратимые, называют форс-мажорными. По российскому гражданскому законодательству они освобождают стороны от ответственности друг перед другом (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ). Правда, при заключении договора на реализацию туристского продукта не стоит забывать, что права путешественников защищены и Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Хотя на основании пункта 4 статьи 29 этого закона исполнитель также освобождается от ответственности, если услуга не может быть оказана полностью или частично в результате наступления событий непреодолимой силы.

И все же последствия форс-мажорных событий для туристов, пожалуй, более существенны, чем для потребителей или покупателей в других сферах хозяйственной деятельности. Это могут быть не только материальные потери, связанные с более ранним возвращением или, наоборот, с задержкой вылета.

Туристы находятся в чужой стране в экстремальных условиях, чаще всего имея денежные средства в ограниченном количестве. Для туристов, путешествующих с детьми, последствия могут быть еще более плачевными. Нередко кроме более раннего выезда туристам требуется экстренная медицинская помощь, которая также не является страховым случаем вследствие форс-мажорных обстоятельств. И зачастую речь может идти еще и о моральном ущербе.

Отражение выплат в учете
Поговорим о том, как отразить выплаты, произведенные в пользу туристов, в бухгалтерском и налоговом учете турфирмы.

Бухгалтерский учет
С точки зрения бухгалтерского учета такие расходы – добровольное возмещение убытков потребителя. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», они признаются прочими расходами (п. 11) и учитываются в суммах, признанных организацией (п. 14.2). В случае добровольной оплаты – в суммах фактически понесенных расходов.В бухгалтерском учете возмещение клиентам убытков отражается проводками:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты при форс-мажоре»
КРЕДИТ 50 (51)

– выплачены деньги туристам;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты при форс-мажоре»
– отражены суммы фактических расходов.

Налоговый учет
А вот для целей налогообложения такие расходы принять нельзя. Как при уплате налога на прибыль, так и при применении «упрощенки» расходы включаются в налогооблагаемую базу при условии, что они соответствуют критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Расходы должны быть обоснованными: экономически оправданными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления предпринимательской деятельности.

Очевидно, что когда турфирма возмещает клиентам ущерб добровольно, то это не может являться экономически обоснованным. Кроме того, в случае применения упрощенной системы налогообложения к расходам можно отнести только траты, прямо поименованные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Список разрешенных расходов закрытый и не содержит сумм, выплачиваемых в счет возмещения убытков и ущерба. Эта же позиция подтверждается налоговиками в письме УФНС России по г. Москве от 28 сентября 2006 г. № 18-11/3/85458@.

Важно запомнить
Если турфирма возмещает клиентам убытки при форс-мажоре, эти суммы она не сможет признать в целях налогообложения – ни при общем режиме, ни при «упрощенке».

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №4, апрель 2011 г.

Комментарии

1
  • MakZym

    Бред. Добровольная компенсация таких расходов позволит в перспекиве привлечь большее количество туристов к данному оператору, потому что он надежный и своих в беде не бросает. Это возможно наоборот приведет к повышению доходов турфирмы в будущем. Чем не НАПРАВЛЕННОСТЬ на получение дохода и стремление к максимизации прибыли? Короче, статья ПЕРЕСТРАХОВОЧНАЯ и апрори прививает ее читателям СТРАХ перед налоговиками, убивая желание бороться и доказывать свою правоту, уподобляясь учетным единицам в огромном стаде покорных налогоплательщиков.